mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Преподобный макарий желтоводский. Преподобный макарий оптинский Отчего макария перестала ходить житие

Особенность православной веры - в почитании святых отцов, их трудов, составленных для потомков. Одним из них был Макарий Великий, житие которого полно поучительных историй. Прославился он не только чудесами, но и многочисленными душеспасительными сочинениями.


Путь к монашеству святого Макария

Будущий святой родился в самом начале 4 столетия, в Египте, отчего его имеют Египетским. В молодости Макарий был женат, правда очень скоро стад вдовцом и посвятил себя изучению Священного Писания. Повинуясь слову Божиему, он не уходил в монахи до тех пор, пока были живы его родители, заботился о них. Житие Макария Великого как инока началось только после их смерти. Тогда он ушел в пустыню, где пробыл несколько месяцев в одиночестве.

Затем он исполнил свою давнюю мечту - стал учеником св. Антония (оба святых почитаются как православными, так и католиками, потому что жили задолго до разделения церквей). Макарий Великий был радостно принят в монашескую семью. Через несколько лет по благословению духовного отца снова ушел в пустыню.


Житие Макария Великого

Согласно апостольским правилам человек не может быть священником, пока не достигнет возраста 33 лет. К сожалению, сейчас эти древние устои не всегда соблюдаются, но во времена первых подвижников к ним относились очень серьезно. Хотя святой Макарий Великий был очень мудрым, отличался смиренным нравом, его до 30 лет называли «юношей». Тогда люди понимали, что духовное возрастание - дело всей жизни, и дойти до верхних ступеней могут лишь единицы, избранные Богом.

  • Макарий стяжал себе настолько мирный дух, что даже разбойники обращались ко Христу после разговора с ним. Об этом составлено много историй, которые записаны в древних патериках.

Достигнув 40-летнего возраста (он раньше считался зрелостью), святой был посвящен в сан священника. Также он стал руководителем общины, в которой жил. В эти годы часто посещал св. Антония, многому сумел у него научиться.

Макарий Великий точно знал - молитва, вот единственный путь к Богу. Он сам составил многие молитвы, которые входят в ежедневные для православных христиан. Узнать их просто - тексты короткие, но емкие, полные смирения и раскаяния. Несколько вы найдете в конце этой статьи, обязательно читайте их. Пусть на сердце пока нет ощущения покаяния - молитва со временем растопит сердце, и верующий сможет прочувствовать всю свою низость перед Творцом, но также осознать Его благость и любовь.


Беседы Макария Великого

Для тех, кто ищет спасения души, Макарий Великий оставил свои сочинения - Беседы, Наставления и Послания. Духовные беседы разделены по темам:

  • о сохранении чистоты сердца;
  • о молитве;
  • о там, как стать терпеливым;
  • как достичь духовного совершенства;
  • про любовь и свободу.

Сочинения Макария Великого переведены на многие языки, в том числе и на русский. Слова мудрого старца дают большую пищу для размышлений, несут душе много пользы. Например, учит он, что первым делом надо обрести твердую веру. Затем принуждать себя к жизни по заповедям, даже если сердце этому противится. Макарий Великий писал достаточно простым языком, поэтому каждый желающий сможет понять его наставления.

О самом Макарии Великом писал его собрат Руфин, в сочинении о жизни монахов. Там ему отведена отдельная глава. Она состоит из нескольких эпизодов. Из повествования понятно, что уже тогда старец пользовался почетом и среди населения, и среди отшельников. Египетские монастырские общины были весьма многочисленны, они играли очень важную роль в становлении вселенской Церкви.

О чем молятся святому

Войдя в зрелый возраст, монах удостоился от Господа дара чудотворения. Однажды он даже воскресил покойника, чтобы переубедить человека, который отрицал возможность воскресения (даже часть иудейских религиозных школ в это не верила).

Хотя в те времена христианство уже было достаточно известно, но все еще гонимо. Император Валент, правивший до 378 г., сослал Макария Великого на остров, где обитали одни язычники. Преподобный был со своим товарищем. В то время, как они прибыли на место ссылки, заболела дочь вождя. Преподобный исцелил девочку, что заставило всех свидетелей чуда обратиться в христианство.

Когда слухи об этом дошли до властей, обоим монахам разрешили вернуться в свою обитель. Преподобный Макарий Великий дожил до весьма преклонных лет. Считается, что святые переходят на некий иной уровень бытия, начинают буквально питаться энергией Творца (собственно, об этом указывается в Библии, что верующий жив будет Словом Божиим). Отошел ко Господу он в 391 г. Мощи его пребывают частью в Италии, частью в основанной им обители.

Просить святого следует, прежде всего, о помощи в спасении души. Можно помолиться также о телесном здравии, обучении истинам Писания.

Молитва св. Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Видео о святом Макарие

Святой Макарий Великий - житие, молитва, беседы, слово о чистоте was last modified: Июнь 22nd, 2017 by Bogolub

Преподобный Макарий Великий, Египетский , родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: "Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь". Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей.

По кончине родителей преподобный Макарий ("Макарий" - с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.

Прожив три года в пустыне, он пошел к , отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть "юношей-старцем", так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: "Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение". Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: "Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!".

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: "Кто ты такой?" Череп отвечал: "Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение". Преподобный спросил: "Каковы эти мучения?" "Мы находимся в великом огне, отвечал череп, - и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением". Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: "Есть ли мучения еще более жестокие?" Череп ответил: "Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки".

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: "Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая". Женщины с удивлением ответили: "Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей". Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: "Мы вышли замуж за родных братьев. За все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти". Святой подвижник прославил Бога и сказал: "Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".

В годы царствования императора Валента - арианина (364-378) преподобный Макарий Великий вместе с подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. "Худое слово, - говорил авва Макарий, - и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми". На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: "Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: "Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня". Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: "Господи, помилуй!" Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость". Когда братия спросила: "Каким образом можно сделаться иноком?", преподобный ответил: "Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: "Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком". На это я отвечал: "Я немощен и не могу быть таким, как вы". Тогда иноки ответили: "Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих"".

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: "Бегай от людей и спасешься". Тот спросил: "Что значит бегать от людей?" Преподобный отвечал: "Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих". Преподобный Макарий говорил также: "Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят". И еще: "Если для тебя поношение - как похвала, бедность - как богатство, недостаток - как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение".

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: "Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал". Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека - единение души с Богом, - основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. "Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую - при посредстве силы Святого Духа". Достичь этого можно, если "мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся". Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется "отлучению от жизни", как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь "верою и любовью при усилии свободного произволения". Тогда "сколько по благодати, столько и по правде" христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем "не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов", с другой стороны, в "меру свободы и чистоты" приходим не одной собственной рачительностью, но не без "содействия свыше Божией руки". Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. "Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства".

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.

*На русском языке издано:

1. Духовные беседы / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1782. Изд. 2-е. М., 1839. Изд. 3-е. М., 1851. То же / (2-й пер.) // Христианское чтение. 1821, 1825, 1827, 1829, 1834, 1837, 1846. То же / (3-й пер.) // Изд. 4-е. Моск. Духовной Академии. Сергиев-Посад, 1904.

2. Аскетические послания / Пер. и прим. Б. А. Тураева // Христианский Восток. 1916. Т. IV. С. 141-154.

Учение преподобного Макария изложено также: Добротолюбие. Т. I. М., 1895. С. 155-276*.

Иконописный подлинник

Макарий Желтоводский (Макарий Унженский; 1349, Нижний Новгород - 1444, Унжа) - православный монах, основатель ряда монастырей. Канонизирован русской церковью в лике преподобых, память совершается 25 июля (по юлианскому календарю).
Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Ивана и Марьи. По преданию, дом родителей преподобного Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви, а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский, современник Макария.
В двенадцать лет Макарий тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.
В монастыре Макарий проявил себя как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.
Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух, а затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня (Макарьевская пустынь). Житие сообщает, что Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.
В 1434 году Макарий основал Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась, на её обустройство давал пожертвования великий князь Василий Тёмный. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.
Расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в Казань. Вскоре хан отпустил его, запретив, однако, возобновлять монастырь на прежнем месте.
Преподобный Макарий, предав земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого пути, Макарий, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи, где основал в 15 верстах от села Унжа деревянную «Макарьеву новую пустынь» (известную впоследствии как Макарьево-Унженский монастырь). По пути из Казани в Унжу Преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским. Согласно житию, во время этого переселения все его спутники были питаемы чудесным образом молитвами преподобного (чудо преподобного Макария о лосе).
В 1444 году, в возрасте 95 лет Макарий мирно скончался в Макарьевском Унженском Монастыре . Обретение его мощей произошло в 1671 году.
Житие сообщает о многочисленных чудесах преподобного Макария (часть из них относится к периоду его жизни, часть посмертные). По результатам исследований комиссии, посланной 24 июня 1619 года патриархом Филаретом для изучения обстоятельств жизни Макария, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от болезней.
Предание сообщает, что покровительством Макария была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский Монастырь по особому обету - для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Мощи преподобного Макария покоятся в Макарьевском Унженском Монастыре. Его глава с 2005 года находится в Печерском Вознесенском Монастыре. В Макарьевском Унженском монастыре хранится почитаемая чудотворной Макарьевская икона Божией Матери - список с образа Богородицы, явившегося Макарию согласно житию в 1442 году.
Макарий Желтоводский основал монастыри:
Предположительно 1390-е годы Макариев-Решемский монастырь
Основан как Богоявленская Макариевская Мужская обитель. - 1435 год - Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь . Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием. Закрыт в 1927 году, возобновлён в 1992 году. C 1882 года - стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка). 1439 год - Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. «Макарьевская Свияжская подгородная» обитель основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию преподобного Макария Желтоводского, выбравшего это место для будущей обители ещё в 1439 году. 1439 год - Макарьев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь. Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь. Все перечисленные монастыри в настоящее время являются действующими. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь является крупным духовным (а также культурным и туристическим) центром. Однако в связи с возможным повышением уровня воды Чебоксарской ГЭС находится под угрозой разрушения.

Макарий Желтоводский, Унженский

Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г. от благочестивых родителей Иоанна и Марии. Еще в младенчестве он был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени - пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу. Семилетним родители отдали его учиться грамоте; в учении отрок оказывал необычайные успехи, изумляя учителей, ибо всех своих сверстников превзошел быстрым разумением Священных книг, кротостью же и послушанием давал пример старшим. Детских игр он удалялся и во всякий день ходил в церковь, слушая там чтение и пение, но особенно любил священнослужение иноческое в обители Печерской, куда часто ходил, несмотря на довольно далекое расстояние от города. И в двенадцать лет он тайно от родителей ушел в Печерский Нижегородский монастырь. Придя в обитель, он просил архимандрита Дионисия (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1385; память 26 июня/9 июля) принять его в число братии. Настоятель спрашивал отрока, откуда он и кто его родители; отрок назвал себя безродным сиротой, желающим работать Господу. Преподобный Дионисий принял отрока в свою келлию, сам был его наставником и спустя три года облек его в иноческий образ с именем Макария. С искренним желанием юношеской души, «гласом любезным Троицу воспевая», преподобный Макарий начал иноческий путь спасения, быв послушен каждому в обители, особенно же настоятелю.

Родители искали сына своего повсюду, тосковали и плакали неутешно. И только спустя три года отец случайно узнал от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита показать ему любимого сына-инока. Удивился Дионисий и призвал юношу. «Чадо Макарий, - сказал он ему с легким упреком, - хочет видеть тебя отец твой, о котором ты мне не открыл». Но блаженный отвечал ему: «Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!» Родитель Макария, стоя у окна келлии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: «Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!» Макарий отвечал: «Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: "Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня". Иди с миром домой, оставив мне свое благословение. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа Моего. И если Бог благословит, то в будущем веке увидим друг друга». Родитель стал плакать и говорить: «Разве я не радуюсь о спасении твоем?» Но юный инок не тронулся слезными просьбами родителя. Тогда отец стал просить: «Протяни хоть руку свою из оконца». И Макарий исполнил эту малую просьбу. А отец, поцеловав протянутую руку сына, сказал: «Сын мой, спасай душу свою и о нас моли Господа, да и мы будем спасены твоими молитвами!» С сим утешением возвратился он в дом свой, славя Бога.

Живя в обители, преподобный Макарий подвизался со всей ревностью. Пост его был строже других: принимал пищу, лишь бы не умереть от голода, хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими и вкушал пищу со страхом Божиим. При такой жизни братия стали отличать его вниманием. Это всеобщее уважение было тяжело для смиренной его души, потому, пламенно желая безмолвия, он решился удалиться в пустыню.

Тайно оставив обитель Печерскую, прп. Макарий пришел на реку Лух, где построил себе хижину и стал жить в молитвенном уединении. Только звери дикие, покорившиеся святому Макарию, изредка нарушали его безмолвие. Однако в скором времени и здесь собрались вокруг прп. Макария ревнители иноческого благочестия. Тогда святой Макарий устроил обитель с храмом в честь Святого Богоявления, а затем тайно удалился на берега озера Желтого, расположенного на левобережье реки Волги. Там он выкопал себе пещеру и с еще большим усердием продолжил иноческие подвиги, твердым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения.

Не только русский православный народ, но даже татары-мусульмане и языческие народности, населявшие близлежащую местность, с удивлением и восхищением смотрели на суровую, подвижническую жизнь преподобного Макария. Вскоре многие из них, «оставив агарянское безбожное шатание», стали поселяться рядом с преподобным. Когда собралось к нему довольное число братии пустыннолюбивой, он построил (в 1435 году) храм во имя Пресвятой Троицы и принял посвящение в игумена новой обители. Для всех служил он примером труда и смирения и сам готовил пищу для братии. Его любовь и смирение привлекали к нему не только верующих, но и чувашей, черемисов, мордву и татар; обходясь с ними ласково, передавал преподобный сердцам их истины святой веры Христовой, и многие из них крестились по убеждению святого. Перед воротами монастыря было озеро, впоследствии названное Святым, в котором преподобный Макарий крестил во имя Святой Троицы обращавшихся магометан и язычников.

В 1439 году хан Улу-Махмет, утвердясь в Казани, стал подвигать свою власть к пределам России. Сын его Мамотяк напал на Нижний Новгород и его окрестности. Толпы хищных татар, как волны, разлились по селениям русским и опустошали их. Неожиданно нахлынули они и на обитель Макариеву, разорили ее, избили иноков, а святого игумена взяли в плен. Однако из уважения к благочестию преподобного Макария хан Улу-Махмет отпустил святого и по его просьбе освободил еще до 400 христиан. Но при этом татарский властелин потребовал от преподобного не селиться больше при Желтом озере. «Эта земля, - говорил хищный татарин, - принадлежит нам». Прп. Макарий еще выпросил себе дозволение погребсти убиенных братий в разоренной обители. «Вот Божий человек, - сказал хан, - он заботится не только о живых, но и о мертвых». Преподобный Макарий, вернувшись в обитель, с честью похоронил замученных татарами иноков, а вышедших с ним из плена убедил не селиться на прежних местах, иначе татары предадут их злой смерти. Все условились идти в Галичскую сторону за 240 верст и, помолясь Богу, отправились лесами и местами топкими. Путь был тяжелый, и край тот пустынный. В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у прп. Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, - прибавил старец, - лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня - Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник прп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, - говорил он, - Он не оставит нас и впредь». И после того, действительно, то попадался им лось, то без труда ловили оленя, и так благополучно дошли до Унжи.

Унжа - старинный русский город в пределах Галичских. Вблизи его не существовало иноческих обителей, когда явился здесь прп. Макарий. Спутники его рассказали жителям Унжи, кто таков Макарий, как он избавил их от плена и как чудесно прокормил в дороге. И унжане приняли Макария как Ангела Божия. Но смиренномудрого Макария, от юности возлюбившего безмолвие пустынное, не радовало это, он спешил отыскать себе безмолвное место.

И ему указали в 15-ти верстах от города, на берегу озера, место, окруженное лесом, ровное и красивое. Здесь поставил он крест, построил келлию и поселился. Это было в 1439 году. Продолжая подвижническую жизнь свою, преподобный прославился даром исцелений: девушку слепую и бесноватую с молитвой осенил он крестным знамением, и та стала видеть и исцелилась от беснования. Недалеко от своей келлии молитвой извел он воду, и эта вода исцеляла больных.

На пятом году поселения своего на Унже, на 95-м году своей жизни и на 80-м году монашества преподобный Макарий приблизился к кончине.

Блаженный Макарий посещал от времени до времени город Унжу, чтобы не лишать жителей его спасительного слова. Там, а не в пустыне, судил ему Господь окончить дни свои. В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что чистая душа отходит к Господу. Был общий плач и великое стечение, когда понесли многотрудное тело подвижника из города в пустыню, где заповедал он себя погребсти. И во время сего торжественного шествия было много исцелений от мощей его. Блаженная кончина его последовала 25 июля 1444 года.

Вскоре после кончины преподобного поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году громадные толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город загорелся. Народ в ужасе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех, все бросились бежать и многие потонули в озере Унже.

В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татарского набега город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел во имя преподобного Макария. Сохранился до наших дней текст письма знаменитого предводителя русского ополчения в борьбе против польско-литовских захватчиков князя Димитрия Михайловича Пожарского, в котором он сообщает Святейшему Патриарху Московскому Филарету о многочисленных исцелениях, происшедших от чудотворной иконы преподобного Макария, находившейся в его поместье.

Местное почитание памяти преподобного Макария началось вскоре после преставления великого чудотворца. При патриархе Филарете, в 1619 году, отправленные на место следователи нашли, что, по свидетельству сторонних людей, разных больных исцелено преподобным более 50-ти человек, из них иные были больны по 20 лет, другие по 12 или 10 лет. Тогда же имя сего угодника Божия внесено в святцы и назначено повсеместное празднование памяти его 25 июля.

Первая обитель его, на реке Лух, давно уже не существует. Вторая обитель, Желтоводская, возобновлена в 1620 году муромским уроженцем монахом Авраамием (впоследствии игумен; † 5 апреля 1640 г.), который по благословению патриарха Филарета основал монастырь, известный под именем Желтоводского Макариева. За правым клиросом в обители преподобного находилась икона, на которой преподобный Макарий изображен со свитком в руках. Вверху, над его головой - Пресвятая и Животворящая Троица; на свитке надпись: «Чту, пою и покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Эта икона была написана в XVII веке по благословению возобновителя монастыря игумена Авраамия.

Третий монастырь - Макариев Унженский Троицкий Костромской губернии, близ города Макарьева. В соборе во имя Святой Троицы, построенном в 1669 году святым игуменом Митрофаном (впоследствии епископ Воронежский; память 23 ноября/6 декабря), покоились мощи преподобного Макария. В 1670 году, при игумене Никите (1666–1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой нетленные мощи святого подвижника. При этом обнаружилось, что «и кости в составах тверди и нерушимы, власы главнии и брада седы, видом же всем таков, яко же и на иконах пишется; одежда же иноческая на мощех, яже есть схима и мантия и прочее, весьма целы и крепки, молитвой положили нетленные мощи преподобного в новый гроб и сотвориша праздник светел и торжество радостное обретению честных мощей преподобного». 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранились нетленными. При патриархе Иоакиме (1674–1690) святые мощи были вновь погребены под спудом.

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ (300/301-390/391)Макарий, прозванный за духовные подвиги Великим, был одним из египетских отшельников, стоявших у истоков монашеского движения. Оставив мир, Макарий удалился в одинокую келью, где жил, зарабатывая на пропитание плетением корзин. Претерпев

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ прп. (кон.4 - первая треть 5 в.), грекоязычный егип. подвижник и писатель, автор 50–ти «Духовных бесед». Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 - ок. 390), однако мн. исследователи,

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

МАКАРИЙ Глухарев (Михаил Яковлевич Глухарев), архим. (1792–1847), рус. правосл. подвижник, миссионер, переводчик Библии. Род. в семье священника в г.Вязьме, Смоленской губ. Начальную школу прошел в доме отца, образованного и доброго пастыря. Тягостное впечатление на чуткого

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

МАКАРИЙ Миролюбов (Николай Кириллович Миролюбов), архиеп. (1817–94), рус. правосл. писатель и историк. Сын священника Рязанской губ., окончил МДА (1842). С 1846 иеромонах. Был инспектором Пермской ДС (с 1851), ректором Рязанской (с 1858) и Нижегородской ДС (с 1858). Хиротонисан в 1866 во

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

МАКАРИЙ Невский (Михаил Андреевич Невский), митр. (1835–1926), рус. правосл. миссионер, переводчик Библии на алтайский язык. Окончил Тобольскую ДС (1854); ученик архим.*Макария (Глухарева). В 1861принял монашеский постриг и был рукоположен в иеромонахи. Был начальником Алтайской

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

МАКАРИЙ Оксиюк (Михаил Федорович Оксиюк), митр. (1884–1961), рус. правосл. богослов. Род. в Подляшье (Польша). Окончил КДА (1911) и оставлен при академии на кафедре древнехрист. литературы. После защиты магистерской дисс. («Эсхатология св.Григория Нисского», К., 1914), получившей

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Иеросхимонах Макарий (†1972) Послушник Евгений (монах Ермоген) принял монашеский постриг незадолго до закрытия Оптиной пустыни. Жил в Белёве, первое время требы совершал на дому, а поскольку это было запрещено, жил полулегально. "Спросить, Боже упаси, нельзя было: он жил

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1504) Память его празднуется 25 июля в день преставления и 12 опт. в день обретения мощейПрп. Макарий родился в семье нижегородских горожан, в приходе Свв. Жен-Мироносиц, и был окрещен в своей приходской церкви, которая

Из книги Молитвослов на русском языке автора

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (ум. 1563)Святитель Макарий принадлежит к числу наиболее выдающихся церковных деятелей средневековой России. Более двадцати лет он возглавлял Русскую Церковь; с его именем связаны важные церковные реформы, а также причтение к лику святых многих русских

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Икона «Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский» Россия, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, левый берег Волги, Свято-Троицкий преподобного Макария Желтоводского женский монастырьИкона «Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский» была выполнена по

Из книги автора

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, на левом берегу Волги.Предания говорят, что монастырь был основан около 1435 года монахом Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием,

Из книги автора

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Россия, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции,д. 14а.Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском

Из книги автора

Поучение 3-е. Преп. Макарий Желтоводский (Любовь к Богу должна быть выше родственной любви) I. Преп. Макарий, память коего ныне, был сын благочестивых жителей Нижнего Новгорода. Чувствуя склонность к иноческой жизни, Макарий, будучи еще 12 лет от роду, тайно ушел из дома

Из книги автора

Макарий Унженский и Желтоводский, преподобный (+1444) Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Ивана и Марьи.В двенадцать лет Макарий тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от

Из книги автора

МАКАРИЙ, преподобный Унженский и Желтоводский чудотворец сын посадского, именем Иоанна, родился в Нижнем Новегороде. В юных еще летах тайно ушед от отца, пришел он прямо в Нижегородский Печерский монастырь; дорогою променял свою одежду у нищего, и в рубище явился пред

Из книги автора

МАКАРИЙ, преподобный игумен, основатель пустыни, именем его названной, в 110 верстах от Новагорода, на реке Лезне или Грезне. Мощи Макария почивают там под спудом. Ныне пустынь упразднена (206) Ист. Росс. Иер. V,

Преподобный Макарий, названный Великим, — один из Святых Отцов Церкви, составивший множество молитв и оставивший многие труды в назидание православным. Он был отшельником, пустынником, который подвизался в Синайской пустыне и опытно познал всю духовную жизнь, одновременно наставляя людей своими беседами и писаниями.

Труды преподобного Макария, которого называют также Египетским, поскольку именно из долины Нила он был родом, — образец святоотеческих сочинений, род наставлений, которыми православные христиане в духовной жизни руководствуются и сегодня. Его житие полно многочисленных поучительных историй и чудес.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО: КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО?

Образ святого Макария трудно выделить среди изображений других пустынников, Будьте внимательны при выборе иконы: она должна быть подписана именем Макария рядом с ликом святого или у его подножия.

Известнейший образ Мария Египетского — это фреска, то есть икона, написанная на стене по сырой штукатурке, авторства Феофана Грека (ок.1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени — Кафе и Галате. Сейчас на их месте — крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, и среди наиболее хорошо сохранившихся — образ преподобного Макария Великого. Даже существующая фрагментарно и реставрированная в наши дни, эта фреска — один из прекраснейших образцов мирового искусства. Находится она на хорах Троицкого придела храма, и прекрасно отражает экспрессию, выразительность и самобытность манеры письма Грека (кроме этого образа, в храме также сохранился ряд фресок: Троица, Богоматерь, пророки и самая известная — Спас Вседержитель в куполе).

Икона Макария Великого — монохромное (черно-белое) изображение высокого и сильного старца с темным от загара в пустыне ликом. На нем видна только шапка седых волос и длинная борода. Вся его фигура с первого взгляда кажется покрытой волосами — но присмотревшись, человек видит, что пустынник стоит словно осиянный, облитый столпом Света. Широкими мазками белой краски, «скорописью» обрисована фигура святого; черным выделен лик и ладони — это отсутствие деталей и словно сияющий с необычной иконы цвет производят потрясающее впечатление.

Отметим, что и на других иконах святой Макарий изображается в одежде серого цвета из шерсти диких коз. Но преподобный Феофан Грек осмыслил образ святого совершенно иначе: во вспышке света, словно в мистическом сиянии сошедшей на него Божией благодати, изображенной свободными мазками, которая как бы сжигает греховное и выделяет лик святого, приковывая внимание к нему.

В иконе святого Макария Феофана Грека и на других его изображениях присутствует совсем небольшое количество цветов: такая скупость цветовой гаммы обозначает аскетическое отречение самого Макария от мира, его разнообразия и многоцветия, поддержанную иконописцем и отраженную им визуально сосредоточенность на Едином необходимом — сияющей Божией благодати. Именно Макарий Великий положил начало индивидуальному, личностно ориентированному духовному деланию в Православии и монашескому подвижничеству по послушанию наставникам, духовникам, опытным старцам.

На темном лике Макария Египетского острее видны «пробела» — черты белой краски на лике, выселяющие черты лица и символизирующие свет Божией благодати, изменяющий человека и материю вообще, созидающий его в ином, духовном состоянии. Такие же пробела на его ладонях: на иконе они обычно подняты вверх, или же поднята только одна рука, а в другой святой держит крест. Жест раскрытия ладоней означает принятие молитвы обращающегося к святому, а также ниспослание покоя на молящегося. Видна в этом жесте сила и уверенность в миротворческой силе: так часто правители городов и стран, всходя на трибуну, лишь жестом останавливают шум в зале. Поза же святого Макария призывает к душевному миру и словно сразу посылает его каждому, обращающемуся к нему. Каждый молящийся ощущает тишину духовную, сердечное успокоение внутри.

Обратитесь и вы с молитвой к иконе любящего людей и посылающего им Божию благодать святого Макария.

ПУТЬ К МОНАШЕСТВУ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Известно место и время рождения будущего великого подвижника, одного из основоположников христианского монашества: около 300 года святой Макарий появился на свет в селе Птинапор Нижнего Египта. Воспитанный в христианском послушании, несмотря на желание посвятить свою жизнь Богу, он по воле родителей женился. Однако Бог вскоре взял его жену к Себе. Святой трудился, помогал родителям и много изучал Священное Писание. Уйти в монашество он смог только после смерти родителей, не желавших его отпускать в обитель.

Уже тогда в Египетской (Синайской) пустыне существовала община отшельников под руководством святого Антония Великого — основателя монашества. Как и святой Макарий, этот преподобный почитается в основных христианских конфессиях: Православии и Католичестве.

Преподобный Макарий раздал все свое наследство бедным и отправился в пустыню, чтобы под руководством только духовного отца молиться Богу. Этот неизвестный святой — а возможно, и Ангел — наставлял его в духовной жизни, богослужении, посте и молитве. Кормились они плетением корзин, жили в двух небольших шалашах в пустыне. Со временем святой Макарий поселился в монастыре под управлением Антония Великого, где жил в монашеском общежитии, став последователем и одним из близких учеников святого Антония. Спустя годы Макарий Великий покинул и эту обитель по благословению своего духовного отца Антония, отправившись на Северо-Запад Египта в Скифский монастырь. Именно здесь он сам стал духовным наставником, прославившись подвигами и мудростью так, что уже в возрасте тридцати лет заслужил прозвание «юноша-старец», словно монах-схимник. По правилам, установленным святыми апостолами, человек не может принять священный сан до возраста Христа: 33 лет. Но святого Макария еще раньше сам епископ Птинапора хотел рукоположить в клирика — сам же Макарий предпочел скорее удалиться в пустую, чтобы избегнуть такой чести.

Много даже зримых напастей от бесов терпел преподобный Макарий, но именно по своему смирению святой всегда обессиливал дьявола. Так, бесы много раз пытались избить его; однажды, еще когда он жил один в пустыне, одна девушка, забеременев, обвинила святого в соблазнении ее. Односельчане девушки чуть не убили святого. Но тот даже не нарушил обета молчания: Макарий продолжил плести корзины, а все вырученные деньги отдавал на прокормление девушки. По Божиему промыслу она долго не могла разрешиться от бремени и, поняв, что наказана Самим Всевышним, указала на истинного отца ее ребенка.

Когда святому Макарию было около сорока лет, он был при кончине аввы Антония Великого, получив от него как благословение путевой жезл, и приняв благодать от святого: как говорили ученики святых Макария и Антония, он принял благословение, как пророк Елисей милоть (одежду) от пророка Илии. Известно, что после этого святой Макарий стал молитвой своей творить чудеса и исцеления — так, что слава о нем разошлась по городам Египта и народ стал стекаться к нему отовсюду.

Святой Макарий же избегал славы и искал уединения в молитве. Поскольку он не мог покинуть ни монахов своей обители, ни людей, жаждущих его помощи, он вырыл под своей обычной монашеской кельей тесную и глубокую пещеру, чтобы молиться и изнурять плоть аскезой. Своей молитвой он по благодати Божией стал даже воскрешать мертвых, но оставался столь же смиренным, добрым и тихим человеком. Преподобный Макарий имел Дух Святой в себе: закоренелые злодеи, только лишь поговорив с ним, каялись в преступлениях, обращались в христианство и даже постригались в монашество. Множество историй о чудесах святого хранят древние Отечники — сборники историй из жизни святых.

Достигнув возраста зрелости по меркам общества того времени — сорока лет, святой Макарий принял сан священника. Отныне он помогал людям и совершением Таинств Церкви, и также руководил монашеской общиной.

Во время правления императора-еретика Валентина (364- 378 гг.) святой Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским был изгнан из пустыни приспешником царя — впавшим в ересь епископом Лукой. Святых, уже пребывавших в преклонных годах, арестовали и на корабле увезли на безлюдный остров, где обитали язычники. Однако и там святой Макарий Великий смог совершить чудо, исцелив дочь главного языческого жреца и крестив всех жителей острова. Узнав об этом, епископ-еретик устыдился своего поступка и вернул старцев в их обители

Заступничество перед Богом преподобного Макария еще при его жизни спасло многих от опасностей, соблазнов и пороков. Милосердие святого Макария, его доброта были столь велики, что вошли в поговорку среди монахов Синайской пустыни, которые говорили, что как Бог благодатью Своей покрывает Землю, так и авва (то есть отец, духовный наставник) Макарий покрывал согрешения. Он прощал грехи, помогал воспрять духом и как бы не слышал и забывал прегрешения человека в дальнейшем общении с ним после исповеди.

Святой Макарий дожил почти до ста лет и прожил в подвижническом делании, отшельничестве и монашеских обителях около 60 лет, умерев для мирской жизни, жизни для себя, но живя для Бога и людей. И тем не менее, всю жизнь он продолжал беседовать с Богом в молитве, вновь и вновь возрастая духовно, открывая в себе и людях новое, узнавая новое о Боге и созданной им Земле. Он продолжал каяться в каждом греховном движении своей души и радовался духом о Божием милосердии. Незадолго до кончины ему явились Святые Отцы монашества: Антоний и Пахомий Великие, сказав, что вскоре он с миром отойдет в Царство Небесное. Радостно сказал святой Макарий о грядущей кончине своим ученикам, благословив всех, дав последние наставления и скончавшись в 391 году, предавая свою душу в Божии руки.

РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Святой прославился своей простотой и милосердием — так, что в древних Отечниках (патериках), сборниках поучительных историй из жизни древних святых, сохранились многие удивительные истории об этих его качествах:

    • Увидев у своей кельи вора, святой сам помог ему нагрузить украденные корзины и небольшие деньги, сбереженные на пропитание подвижника, на осла — только бы не судить человека и решив, что Бог дал — Бог и взял.
    • Однажды святой шел по пустыне и увидел череп, лежащий на земле. Помолившись, он смог поговорить с душой человека, которому череп принадлежал при жизни — жреца. Тот поведал, что по злобе своей находится в адском пламени, но благодарен святому Макарию: ведь подвижник молится за весь мир, живых и усопших, и при молитве этот жрец и подобные ему, горя в пламени, могут хотя бы немного видеть друг друга.
    • Однажды Ангел Божий поведал святому Макарию, что он не достиг того духовного совершенства, каким обладают… две женщины, живущие в городе неподалеку. Святой не исполнился зависти, но пошел в город, чтобы поучиться у этих женщин. Оказалось, что это две жены двух братьев, которые живут в мире между собой и вместе с супругами живут христианской жизнью посреди мира, полного соблазнов. Этот эпизод из жизни святого Макария дан в утешение и наставление всем православным: можно достичь святости и не будучи монахом, как святой Макарий, но пребывая в молитве и любви с ближними.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО

Свой опыт духовного делания и подвижничества святой Макарий описал прекрасным литературным языком. Его творения читают православные христиане по сей день, изучая богословское наследие святого и руководствуясь его советами как мудрого духовного наставника. Около пятидесяти духовных бесед и менее десятка наставлений и посланий осталось человечеству после святого как жемчужины его мудрости. Они разделены и озаглавлены по таким темам, как христианская Любовь, разум, его свобода и его вознесение к Богу, духовное совершенство, молитва, терпение, сердечная чистота.

Святой показывал, насколько преходяща земная жизнь и как в ней можно приготовить душу к Царству Божиему на Небесах: нужно воспитать в душе родство с Богом. Ведь если нам не нравится добродетель, мы не любим Бога и молитву — рядом с Богом мы просто будем сожжены Его благодатью, будучи иноприродны ей и неспособны к общению со Христом, в раю нам будет скучно и мы будем сами там мучиться. Святой Макарий говорил, что нужно измениться, отвергнув пороки и изменив свое состояние, свою природу на добрую, чистую. Мы можем сами стать причастниками Божественной природы Господа, соединяясь с ним, в первую очередь, в Таинстве Святого Причастия.

Человек будет наследовать Царство Божие «по справедливости и по милости Божией» — то есть Бог добр, но Он будет следовать воле самого человека, показанной его поступками и земной жизнью. Умение молиться и стремление к Богу становятся векторами жизни каждого человека, любящего Христа. Главное основание духовной жизни — вера, затем жизнь по Заповедям Божиим, без смертных грехов.

Труды святого Макария переведены, пожалуй, на все языки мира. Русская Православная Церковь с самого своего основания руководствуется ими в наставлениях духовной жизни: святой писал просто и ясно, поэтому и сегодня многие православные христиане стараются следовать его советам.

Житие самого святого Макария также служит примером для многих православных христиан, особенно монахов. Его жизнь и чудеса описаны священником Руфином, знавшим святого лично: он описывал жития многих своих современников, но отдельную главу в книге о них отвел преподобному Макарию. Житие святого в том же веке написал епископ Нижнего Египта Серапион, что послужило к канонизации (официальному прославлению в лике святых) Макария Великого. Из записей отца Руфина и владыки Серапиона ясно, что святой Макарий пользовался авторитетом и почитанием среди всех египтян. Монашеские же общины Египта, в свою очередь, дали начало всему монашеству Восточной христианской Церкви, со временем получившей название Православной.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ МАКАРИЮ ВЕЛИКОМУ?

Преподобный Макарий Египетский прославился строгостью жизни, умением властвовать над своими страстями и многими чудесами, совершенными по просьбам людей. Поэтому и сегодня ему молятся во многих нуждах. Икона преподобного Макания довольно редка, но многие монастыри почитают его как великого наставника и имеют образ святого в храмах внутри обители. Вы также можете приобрести образ святого в церковной лавке — поскольку образ редок, нужно искать его продающимся при кафедральном (главном) соборе вашего города или в монастырях. Перед образом зажгите свечу, перекреститесь дважды, поцелуйте руку святого на иконе, вновь перекреститесь и поклонитесь, а затем начинайте читать молитву — можно своими словами.

Просить святого Макария Великого можно:

    • О просвещении светом истины, помощи в принятии жизненно важных решений;
    • Об укреплении веры и умение молиться;
    • Об исправлении жизни, видении своих грехов и избавлении от них в душевной чистоте;
    • Об утешении в бедах и помощи терпении;
    • О мире душевном и спокойствии;
    • Об избавлении от напастей диавола, избавлении от колдовских воздействий;
    • О мудрости и выборе верного жизненного пути.

День памяти Макария Великого — 1 февраля, в этот день читаются особые молитвы святому за вечерним богослужением и утренней Литургией, зачастую после нее читается акафист святому.

Почитая преподобного Макария, не забывайте его заветов: сделайте своей привычкой утренние и вечерние молитвы по его текстам, читайте его наставления, общайтесь с Богом и вы услышите Его голос в своем сердце, Он будет направлять вас на жизненном пути.

Вот вечерняя молитва, составленная самим святым Макарием более полутора тысяч лет назад и переведенная на русский язык. Можно читать ее онлайн ежедневно:

Боже Вечный, Царь всех созданий, помогший мне дожить до этого времени, прости мне грехи, которые совершил я сегодня мыслями, словами и делами, и душу мою очисти, Господи, от всех пороков и скверн тела и духа! И помоги мне, Господи, этот ночной сон прожить в мире, чтобы, встав от моего скромного ложа, угождал я благими и добрыми делами и мыслями Тебе во все дни жизни моей, и побеждал моих врагов видимых — людей злых — и невидимых — духов злобы. И избавь меня, Господи, от мыслей суетных и желаний порочных и лживых. Ты можешь все, и вся Земля — Твое царство, сила и слава Троицы Святой: Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

О, святой начальник обители монашеской, преподобный отец наш, блаженный и праведный ава Макарий! Не забудь совсем нас, бедных рабов Божиих, но вспоминай нас в святых твоих и добрых молитвах ко Господу. Вспомни стадо монашеское, о котором ты, как добрый пастырь, заботился, не забудь твоим посещением твоих духовных детей. Молись за нас, о добрый и свято подвижник Божий, ведь ты имеешь возможность говорить лицом к лицу с Царем Небесным — не умолчи о нас, грешных, и не отвернись от нас, с любовью почитающих тебя.
Поминай же нас у Престола Божьего, потому что тебе дана Им благодать молиться о нас. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но остаешься живым и после смерти. Не отходи от нас духом, защищай от стрел врагов и всех искушений бесовских, и козней стаканы, о наш добрый пастырь! Хотя мощи твои перед нами и всеми людьми мира положены, но душа твоя святая с Ангельскими Силами и воинами Небесными, стоя рядом с Престолом Бога Вседержителя, радуется вечно.
Зная тебя как живого и после смерти, мы приходим к тебе и молимся: проси о нас Бога Всесильного, о пользу наши телам и душам, чтобы мы спокойно перешли от земной жизни к небесной, были избавлены от препятствий властителей сатанинских полчищ, от вечной муки и пламени адского, но сподобились войти и унаследовать Небесное Царство Божие, где со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Которого всегда славят и чествуют люди и Которому поклоняются вместе с Отцом Его Предвечным и Духом Святым, Благим и Жизнь Дающим, вечно. Аминь.

Молитвами преподобного Макария да хранит вас Господь!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении