mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Какие бывают способы связи между предложениями. Текст. Развитие речи. Морфологические средства связи предложений в тексте

Здравствуйте, читатели блога «Русское слово»!

Сегодня продолжим разговор о связной речи, начатый в , и поговорим о способах связи предложений в тексте, а также о том, как научиться использовать эти способы в речи .

Для начала хочу пояснить. Мы не дублируем и не создаём здесь учебник. И не открываем «Америку»! Наша цель – привлечь внимание к проблеме связности речи и подсказать пути решения.

Справедливо заметили читатели блога в комментариях к предыдущей записи по нашей теме, что связная речь начинает формироваться ещё в детстве. Но почему-то со временем приобретённые в детском саду и школе навыки связной речи теряются.

Уметь связно выразить свои мысли, бесспорно, нужно каждому человеку. Ведь мы очень хотим, чтобы нас понимали правильно , ведь так?!

Значит, надо учиться строить своё высказывание, строить текст . Кстати, вспомним, что такое .

И начнём!

Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – общее название для нескольких видов птиц из рода Ворон. А гадкая ворона подлетела и цапнула ожерелье! Вороны живут до 75 лет, хотя молва приписывает им до 300 лет. Ворона полетела в лес и остальные жемчужинки попа-адали в траву-у!.. На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.

Конечно, это не текст!

Предложения просто «выдернули» из разных источников (из басни, Википедии, рассказа) и поставили в один ряд. Без смысла! Без связи! Без цели! Казалось бы, отрывок повествует о вороне. Но это слово «ворона» — единственное, что объединяет эти предложения.

Предложения НЕ СЯЗАНЫ между собой ни по смыслу, ни грамматически, ни стилистически!

Здесь нет ни начала, ни конца. Полная бессмыслица!

Предложения в тексте должны развивать тему , они должны быть связаны между собой, объединены основной мыслью автора . Любой текст – это обязательно связная структура!

Существует два основных способа связи предложений в тексте.

Цепная (последовательная) связь предложений в тексте

Цепная связь предложений отражает последовательное развитие мысли. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).

Предложения при цепной связи связаны – спаяны! – между собой так: второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.

Очень простой пример текста, в котором предложения связаны цепной связью:

В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Чтобы научиться так связывать предложения между собой, используйте повторяющиеся слова, местоимения, однокоренные сова, слова-синонимы, антонимы, союзы и союзные слова. Есть и другие средства связи, об этом позже…

Параллельная связь предложений в тексте

При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением.

При этом предложения одинаково относятся как друг к другу, так и к первому предложению.

Параллельная связь отражает перечисление, противопоставление или сопоставление. Каждое новое предложение не продолжает предыдущее, как при последовательной (цепной) связи, а раскрывает, детализирует одно общее – первое – предложение.

Предложения не сцепляются, а сопоставляются. Как правило, в них одинаковый порядок слов, похожи и члены предложения и т.д.

Пример текста, где предложения связаны параллельно:


Второе, третье и четвёртое предложения раскрывают смысл первого . Даже если поменять их местами, текст не разрушится. И при этом останется связным. Объединяет все четыре предложения контекстуальные синонимы: кабинет, класс, комната, здесь.

Цепная и параллельная связь предложений , бывает, используется в одном тексте. Классическим примером является лермонтовский «Парус».

Другие предметы

2. Есть такое выражение «Охрана природы». От кого её надо охранять? Как ты считаешь, «охранять» и «беречь» - это одно и тоже или нет? Ответ обоснуй. 3. Пользуясь биологическим или экологическим словарём, найди определение следующих понятий: популяция, биосфера, особь, биоценоз. Расставь их в порядке усложнения, приведи примеры. 4. Опиши экологическ...

Другие предметы

Помогите решить:
Предприниматель без образования юридического лица М. налоговыми органами был привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за невыдачу кассового чека при продаже товара и в виде административного штрафа в размере 4 тысячи рублей.
М. не согласился с размером административного штрафа и обратился с жалобой в...

Другие предметы

Творческий проект по технологии 5 класс планирование кухни столовой СРОЧНО!!!Прошу помочь лист 2: 1)проблемная ситуация 2)цель проекта 3)задача проекта 4)исследования 5)выбор лучшей идеи 6)инструменты, причпособления, бытовая техника на кухне 7)выбор цветового 8)самооценка 9)источники информации ПОЖАЛУЙСТА ПРОШУ НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО ДАЮ 40 БАЛЛОВ...

Другие предметы

Старейший в Европе Болонский университет основан в 1088 г. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств, систематизированных на тривиум и квадриум по традиции самого Аристотеля. Какие науки составляли квадриум? Выберите 4 правильных ответа.
1. Алхимия
2. Арифметика
3. Геометрия
4. Астрономия
5. Тригонометри...

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, X-XI классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


Из какой книги взяты слова «все суета сует и томленье духа»?

Б. Песнь песней царя Соломона

В. Псалтирь

Г. Экклезиаст

В Москве в районе Сокольников есть храм, который обращен алтарем на юг, в сторону Палестины, т.к. там проходила земная жизнь Спасителя, и там Он пострадал. А куда обычно обращены алтари православных храмов?

А. На Восток В. На Север

Б. На Запад Г. На Юг

С греческого языка это слово переводится как «благодарение».

А. Анафора

Б. Евхаристия

В. Епитрахиль

Г. Литургия

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

А. Вознесенский собор

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

В. Спас на Крови

Г. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

5. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

А. Ахматова А.А.

Б. Гумилев Н.С.

В. Мандельштам О.Э.

Г. Цветаева М.И.

6. В Крыму в память чудесного спасения Императора Александра III во время крушения поезда был возведён храм…

А. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Б. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

Г. Храм Воскресения Христова (Форос)

Собор в Крыму, называемый «усыпальницей адмиралов». В нем захоронены многие известные адмиралы русского флота и среди них - знаменитые адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, М.П. Лазарев.

А. Владимирский собор на Центральном городском холме в Севастополе

Б. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

В. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

Г. Собор святого Александра Невского (Ялта)

Какого ангельского чина не существует?

А. Господства

Б. Наставники

В. Престолы

Г. Херувимы

У кого из членов последней императорской семьи день тезоименитства приходился на 23 апреля(по старому стилю)?

А. Императрица Александра

Б. Император Николай

В. Княжна Ольга

Г. Княжна Татьяна

Личность новой владелицы прекрасного имения в Крыму - одна из самых привлекательных в истории династии Романовых. Редкий случай, когда воспоминания всех людей, окружавших или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении - императрица была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам. На одной из лучших работ художника Ф. Винтерхальтера, удачно передано подмеченное современниками то «высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты». О ком идет речь?

А. Александра Фёдоровна

Б. Елизавета Фёдоровна

В. Мария Александровна

Г. Мария Фёдоровна


ЗАДАНИЕ 2.

Составьте вопросы, ответами на которые служат следующие понятия:


Богоявление

Иконостас

Рождество

Пасха

Патриарх


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для выделенных жирным шрифтом слов найдите обобщающее понятие:

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой изображения и литературные произведения, вошедшие в каждую группу.

Группа № 1
«Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой Твою не запятнает чистоту, И всякий, увидав тебя, прославит Бога, Создавшего такую красоту!» К.Р.
Группа № 2
«За Отрока - за Голубя - за Сына, За царевича младого Алексия Помолись, церковная Россия!» М. И. Цветаева
Группа № 3
«Тонка эпох связующая нить - Её дано нам сохранить, Как очагов погасших дым Вдоль троп, пересекавших Крым...» Виссарион Петербургский

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета - рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействи и.
Цель описания - чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описання, представил его в своем сознании.
Композиция описания, наиболее характерные ее элементы: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.
Проанализируйте композиционные особенности описания природы (пейзажа) из IJI главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Места, по которым они проезжали, (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)иоловииы раз-метанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.

1. Где здесь передается общее представление, общее впечатление? Какие далее выделяются признаки общей картины? В каких словах выражается оценка описываемой картины?
Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
Определите тип связи между предложениями. Как это характеризует смысловые отношения между частями текста? Укажите, чем связаны предложения между собой (лексические, грамматические, синтаксические средства).

При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
299. Каковы тема, основная мысль и тип речи отрывка? Озаглавьте текст. Чем обеспечивается в нем единство изображения и какова последовательность изображения?
На свете, на всем белом свете - а уж на что он велик! - не было комнаты чище бабушкиной. Все, что от природі)! было блестящим,- блестело; все, что было старо и поизносилось от времени,- сияло старостью, прилежной штопкой"1 и великой чистотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскал в комнате бабушки одиу-еднпст венную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и чистой.
Кроме поповских чашек с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки, оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еше два предмета на удивленье: рабочий столик и каминные часы.
Рабочий столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать бабушкина белая и худенькая рука. И были в сто.тике иголки всякого размера и нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге, и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод®. По правде сказать, писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной маркой получено было па днях - от внука, которого бабушка не видела двадцать два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова до. кк
п.і была именно сегодня в два часа. Поэтому и надела ба- « >¦ піка с утра новый и свежий кружевной чепчик6.
И еще, как сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса п каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как это было ус- |роено - знал только мастер, которого, конечно, давно не ныло на свете, потому что часам было больше ста лет. И все 1 го лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти.
(М. О с о р г и н. Часы.)
I Проведите синтаксический разбор второго предложения.
Найдите предложения с двумя и более рядами однородных членов, постройте их схемы с указанием знаков препинания. 3. Объясните использование дефиса, гире, двоеточия и скобок, г Найдите вставные синтаксические конструкции в первых предложениях первого и последнего абзацев.
>. Найдите в тексте вводные обороты. Чем они отличаются от вставных конструкций?
Составьте предложение со вставной конструкцией, выделив ее с двух сторон скобками или тире.
Опишите примечательные вещи в вашем доме (квартире) или интересную старую вещь, которую вам довелось видеть.
Подготовьте описание осиновой рощи и березової! (но рассказу И. Тургенева «Свидание» из «Записок охотника»), используя авторские выразительные средства, передающие зрительные и слуховые впечатления. Какие слова и обороты выражают отношение ав- юра к одной и другой роще? Какова композиционная роль описания этих двух рощ?
Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тип речи. Чем он отличается от текста М. Оеоргина в упр. 299, хотя тип речи тот ке? Проанализируйте словосочетания «существительное + прилагательное» в тексте М. Оеоргина и в данном тексте, сделайте вывод о назначении прилагательных в каждом из них. Какое это имеет отношение к типу речи и речевому стилю?
Львиную долю6 всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков Австралии, Америки, Азии,- а местами они очерчены островными дугами и отдельными островами. Глубина впадины Тихого оке-
ала равна в среднем четырем -шести километрам. Именно эта впадина и придает нашей земле асимметрию родственных ей планет.
Прежде считалось, что гигантская круглая впадина Тихого океана однородна, она не делится па отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части величественный подводный хребет, входящий в планетарную6 систему срединных океанических хребтов. Островные дуги, окаймляющие окраины Тихоокеанской впадины и параллельные берегам материков1"; «сопряженные» с этими дугами пропасти желобов, глубина которых на несколько тысяч метров больше средней глубины впадины; архипелаги6 вулканических островов, возвышающих свои вершины над водами на два, три и даже четыре километра, и группы вулканов, лежащих на глубине нескольких километров под водой; зоны разломов и подводные хребты, расчленяющие впадину на отдельные котловины; холмы и равнины, погребенные на огромной глубине,- вот характерные черты рельефа дна Тихого океана. (...)
Обособленные подводные горы - одна из типичных черт пейзажа Тихоокеанской впадины. Л сама впадина здесь вдоль и поперек иссечена подводными валами, хребтами, поднятиями - границами океанских котловин, называемых обычно но наземным формам рельефа, поблизости от которых они находятся (Марианская, Чилийская, Панамская и г. д.). На карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных ценей. Крупные подводные хребты называются, как правило, но наименованию островов или частей материка, лежащих на противоположных концах этих хребтов.
(Л. К о и д р а т ь е в. Атлантиды пяти океанов.
Загадки затонувших материков.)
Определите стиль текста. Чем вы подтвердите свой вывод?
Выпишите термины общенаучные, географические.
Есть ли в этом тексте изобразительные средства? Укажите их.
Произведите словообразовательный анализ слов: величественный, сопряженные, поднятиями.
Произведите морфологический разбор слова называются.
Расскажите о пунктуации второго абзаца.
Объясните постановку тире во всех случаях.
302. Напишите сочинение-миниатюру - описание какого-либо художественного изделия или интерьера помещения, станции метро, употребляя причастные и деепричастные обороты. Какую роль в вашем сочинении-описании они будут выполнять?
303. Прочитайте материалы о храме Христа Спасителя: 1) нс- імрическую справку; 2) художественное описание храма перед от-крытием; 3) художественное описание в ночь после разрушения.
В чем вы видите различия (лексические, синтаксические, ком - позиционные) в научном и художественном описании храма? Чю авторы хотели передать в первом, втором и третьем описании?
1. Историческая справка. Храм Христа Спасителя «построен в память войны 1812 года. На сем месте заложен 10 октября 1839 г. Архитектор К. А. Тон. Освящен 26 мая 1883 г.».
25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спаопсля в ознаменование- благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».
«Храм сооружен по Высочайшему повелению на средства казны. Строительство велось па ежегодно отпускавшуюся казной сумму в пределах 300 ООО рублей: всего сооружение обошлось в 15 123 163 рубля 69 копеек». (...)
Возведение храма Христа Спасителя продвигалось срав-нительно медленно. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 м 20 см. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.
Внутри нижняя часть облицовывалась" мрамором и моза-ичным камнем. Выше должна была располагаться евяшенно- историческая живопись. Не обыкновенно делают по штукатурке - и вот, помня, что храм задуман на века и века, чтобы никогда не подвергать живопись риску отсыреть от стен, штукатурку под живопись решили делать не но кирпичу, а относным способом. (...) ІЗ сотнях и сотнях квадратных метров стен, сводов и потолка высверливались5 частые дыры в шахматном порядке, куда вколачивали деревянные пробки. В пробки забивали луженые железные костыли, чтобы они торчали над кирпичом на одинаковой высоте. Затем все это густо оплеталось луженой*" проволокой, а образовавшуюся сетку дополнительно перевивали пенькой. 11а эту сетчатую поверхность набрасывался раствор цемента. В полугора вершках1" (около 7 см) от кирпичной поверхности получился отдельный, твердый как камень, слой для будущей-" живописи. Эта огромная работа была окончена лишь в 1871 г.
На западном крыле храма была укреплена мемориальная
доска с надписью:
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОР О М АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ. ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839 при председателе Комиссии Д. В. Голицыне по проекту архитектора Тона. А ще не Господь созиждет дом, всуе трудшиася зиждущим. ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ, ОСВЯЩЕН ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ 26 мая 1883.
Окончен при председателе Комиссии В. А. Долгорукове архитекторами Константином Топом и Александром Резановым.
...Взорван в 1932 году.
П. Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразн и маемую2 цепь. Угадывались они в любое время года - и в бесснежные зимние сумерки, и в летние душные ночи. На ступенях вокруг храма, особенно со стороны Москвы-реки, любили сидеть и убогие, нуждающиеся в помощи и защите, и униженные. Сюда приходили и счастливые, и старики, уже готовящие себя к уходу,-- истинная красота и гармония были целителями страждущей души.
Храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы, и в особые, не известные непосвященному дни, он становился, многократно отражаясь в пространствах неба и реки, виден далеко окрест; храм зарывался своим подножием в древнюю землю московского Чертолья, хранящую тайны многих веков, изрытую давно заброшенными5 ходами; здесь в любом мрачном, полуосыпавшемся подземелье, которых достаточно сохранилось в этих местах и в наши дни, еще бродят кровавые, не обретшие покоя и до сих пор тени Ивана Грозного или Мал юты Скуратова; здесь в его глухих узилищах2 каленым железом, палаческим кнутом да дыбою,
мод хруст боярских костей созидалась и приращивалась плоть и сила Руси; здесь, взятые в железа и распятые на каменных склизких стенах, усыхали и становились прахом спесь и земное честолюбие, и светоносный храм легко и воздушно возносился на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости2 русского духа в ратоборстве, в защите отчей земли, в творческой мощи созидания и строительства, в высокой духовности помыслов и предначертаний грядущего. Устроительством храма, несмотря на его громадные, казалось бы, подавляющие размеры, стройно и мягко уравновешивалась и усиливалась стрельчатая, многоглавая, рвущаяся ввысь панорама самого Кремля...
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. Освещенный через верхние узкие окна, облицованный" внутри до самых хоров гладким мрамором, по карнизу которого вдоль всего храма шел ряд стеариновых свечей,- храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения в момент, когда соединяющий свечи белый фитильный шнур загорался от поднесенного соборні,їм сторожем на длинной палке огня. Огонек бесшумно и быстро перебегал от свечи к свече, словно от одного, уже ушедшего поколения к другому, то ниспадая в пространстве.между свечей, то отражая бег неумолимого времени в зеркальном пространстве мраморных стен,- храм являл собою материализовавшуюся наконец соборную мощь России - прошлое, настоящее, будущее ее народа - устроителя огромной и трудной земли, народа-воина, сумевшего отстоять"", оборонить свою землю, народа-творца, стремившегося воплотить в храме высочайшую гармонию своих духовных устремлений, ощущение прекрасного в самой своей трагичности и вечности бытия. Целый пласт русской национальной культуры, казалось, навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.
Думали, храму стоять вечно. Тысячи землекопов выбирали и вывозили землю из котлована вплоть до твердого, материкового основания, искуснейшие каменщики клали столбы, степы, пилястры, употребляя при этом вызревавшую годами в закрытых творилах известь на яичном желтке; вдохновенные художники расписывали своды, стены и арки больших и малых врат, оконные арки порталов, углы
храма, паруса несущих столбов и ниши пилонов; художники своими творениями свидетельствовали этапы становления Руси, ее воинского и строительного подвига с самого ее начала; скульпторы украшали храм множеством наружных и внутренних горельефов, устанавливая и укрепляя их мраморами и специальными железами, заливая их от порчи водами жидким свинцом. Только на исполнение горельефов понадобилось семнадцать лет.
Наступила майская ночь перед открытием храма... В легком серебристом звездном сумраке, разливавшемся по всему храму (в храме сейчас совершалось таинство соборности всей Русской земли), проступили бесчисленные тени ратников, заполнившие огромное, ставшее беспредельным пространство храма; они сошлись сюда из дали времен с копьями, мечами и щитами; с истлевшего железа на цветные мозаики из Лабрадора, шохонского порфира и цветных итальянских мраморов, выстилавших пол храма, падала густая ржавая роса, и драгоценные мозаики начали розовато светиться изнутри. Каждый на своем месте, проступили из темноты: и Александр Невский, и преподобный Сергий Радонежский, благословляющий на битву великого князя Димитрия и стоящих позади пего Пересвета и Ослябю, с мечами и препоясываниями в руках, и креститель Руси святой Владимир, и просветители славян, святые Кирилл и Мефодий, и еще множество славных мужей...
Когда к Москве подступил майский рассвет, храм уже был каким-то иным - его золотые купола, первыми загоревшиеся над Москвой в предвестии нового дня, тихо плыли в недосягаемой высоте - храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памя тью парода, вознесшего его над Москвой и землей, дабы парод по заплутался во тьме, не истощилось бы его чрево и его дух. не погиб бы он, не видя больше света впереди. Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне - никому не ведомый завтрашний день и самые вещие письмена запечатлены во мраке грядущих вре-мен...
Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась незримая, вечная книга времен, переворачивались ее страницы, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди с гордыней и алчностью в крови, шли по жизни, слепые от сытости, пиная умирающих от ни-
пи ты и болезней, и уходили люди такими же нагими, как и пришли, и провожали их проклятьями и стонами.
Л храм стоял, потому что каждый из приходящих па земно жаждал в душе вечности и не было человека, не подвла- ||мого чувству красоты.
...Храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его из глаз, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась... его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые свя- пі прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику;емли...
А храм стоял, впитывая в себя с необозримых прост-ранств боль, страх, безмерную кровь и еще более безмерное горе, его мраморы и купола темнели; у колоколов его вырвали голос, они онемели, но не умерли - храм был памя- I ыо, верой народа, но даже эта его безмолвная жизиь раздражала и вызывала яростную ненависть.
И вот однажды, в самом начале осени...
(П. II р о с к у р и н.)
Г^г^ 1. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор при описании храма.
2. Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь; составьте орфографический диктант. ."!. Найдите в толковом словаре объяснение непонятных для себя слов, встретившихся в атом тексте.
1. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту, э. Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте? Выпишите слова, словосочетания и предложения, показывающие эту связь.
одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.
Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне, - создавали удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.
Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В копне концов и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишилась всего: своих скверов, лестниц, постамента, нянек и голубей... становясь необъятным пустырем..."
(ГІ. П а л а м а р ч у к.)

Найдите ключевые слова в данном описании.
Выпишите прилагательные и причастия из текста. Какое настроение они создают?
3. Как осуществляется связь между абзацами текста?
Найдите отрывки из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, в которых дается описание природы или портрет. Выясните, как используются сложносочиненные предложения в этих текстах.

Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
Проведите пунктуационный разбор одного из предложений.
Напишите сочинение-миниатюру «Мороз и солнце; день чудесный!». При написании сочинения подумайте, каким видам предложений (простым или сложным: сложносочиненным, сложноподчиненным, бессоюзным) вы отдадите предпочтение. Не забудьте об однородных членах и их роли в этом типе текста.
Г|^ В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
306. Прочитайте отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева ч I",. Г. Белинском. Какие тины речи вы находите в этом отрывке? \|>гументируйте свое мнение, указав особенности каждого из них. Правомерно ли, с вашей точки зрения, объединение двух разных типов речи в одном тексте?
Когда появилась та небольшая поэма «Параша», о которой я говорил выше, я в самый день отъезда из Петербурга г. деревню сходил к Белинскому (я знал, где он жил, по не посещал его и всего два раза встретился с ним у знакомых) и, не назвавшись, оставил его человеку один экземпляр. I) деревне я пробыл около двух месяцев и, получив майскую книжку «Отечественных записок», прочел в ней длинную статью Белинского о моей поэме. Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я почувствовал больше смущения, чем радости. Я не «мог поверить», и когда в Москве покойный Киреевский (И. В.) подошел ко мне с поздравлениями, я поспешил отказаться от своего детища, утверждая, что сочинитель «Параши» не ¦л. Возвратившись в Петербург, я, разумеется, отправился к Белинскому, и знакомство наше началось. Он вскоре уехал в Москву - жениться, а возвратившись оттуда, поселился на даче в Лесном. Я также нанял дачу в первом Парголо- ве и до самой осени почти каждый день посещал Белинс-кого. Я полюбил его искренно и глубоко; он благоволил ко мне.
Опишу его наружность. Известный литографический, едва ли не единственный портрет ого дает о нем понятие неверное. Срисовывая его черты, художник почел за долг воспарить духом и украсить природу и потому придал всей голове какое-то повелительно-вдохновенное выражение, какой-то военный, чуть не генеральский поворот, неестественную позу, что вовсе не соответствовало действительности и нисколько не согласовалось с характером и обычаем Белинского/ Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый. со впалой грудью и понурой6 головою. Одна лопатка заметно выдавалась больше другой. Всякого, даже не медика, немедленно поражали в нем все главные признаки чахотки, весь так называемый habitus этой злой болезни. Притом же он почти постоянно кашлял. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали
клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб. Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачками, лги глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. Голос у Белинского был слаб, с хрипотою, но приятен; говорил он с особенными ударениями и придыханиями, «упорствуя, волнуясь и спеша»" . Смеялся он от души, как ребенок. Он любил расхаживать по комнате, постукивая пальцами красивых и маленьких рук по табакерке с русским табаком. Кто видел его только на улице, когда в теплом картузе", старой енотовой шубенке и стоптанных калошах он торопливой и неровной походкой про-бирался вдоль стен и с пугливой суровостью, свойственной нервическим людям, озирался вокруг,- тот не мог составить себе верного о нем понятия, и я до некоторой степени понимаю восклицание одного провинциала", которому его указали: «Я только в лесу таких волков видывал, и то травленых!»1 Между чужими людьми, на улице, Белинский легко робел и терялся. Дома он обыкновенно носил серый сюртук на вате и держался вообще очень опрятно. Его выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская; недаром в жилах его текла беспримесная кровь - принадлежность нашего великорусского духовенства, столько веков недоступного влиянию иностранной породы.
ft) 1. У Тургенева, как вы заметили, в тексте только два абзаца. ИгЧЛ Как вы думаете, почему? А какие абзацы выделили бы вы?
2. Назовите способ связи между предложениями и абзацами в этом тексте. Какие средства связи показывают эти отношения? Выпишите их.
Подберите к выделенным словам, исходя из их текстуального значения, синонимические слова и обороты.
Что особенно подчеркивает Тургенев в портрете Белинского? А что вам больше всего запомнилось в портрете Белинского?
Сделайте полный синтаксический анализ первых двух предло-жений.
Найдите в этом тексте однородные члены; определите, какими членами предложения они являются, чем выражены: дайте их графические схемы.
307*. Прочитайте воспоминания В. А. Соллогуба о жене Л. С. Пушкина - Н. Н. Пушкиной. В чем вы видите особенности описания ее портрета? Какие изобразительно-выразительные сред- | і ва языка вы встретили в этом описании? Как вы полагаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщиныI
На другой день отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире на... улице. Самого хозяина по было дома, и нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал и женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно2 тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно6 поворачивалась1" на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при ее появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж,- она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но ее женщины находили несколько странной.
Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти пи одного юноши в Петербур-ге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею знакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших"/1
(P^pi 1. Сочетание каких двух типов речи встречается в этом тек- Ib^-J сте? Назовите их.
2. Укажите признаки каждого из этих типов речи.
308. Напитпите сочинение-миниатюру - описание любимой вашей вещи, которой вы часто пользуетесь. Подумайте, как вы будете строить этот текст, не забудьте о главных признаках текста и правилах построения описания.

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся способов связи предложений в тексте, а также лексических, морфологических и синтаксических средств связи.

Способы и средства связи предложений в тексте

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся способов связи предложений в тексте, а также лексических, морфологических и синтаксических средств связи.

План лекции

82.1. Способы связи предложений в тексте

82.2. Средства связи предложений в тексте

82.1. Способы связи предложений в тексте

Текст - это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения.

Любой текст - это прежде всего связная структура. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, - «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

Например:

Во дворе выкопали колодец . Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» - в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи:

  1. цепная связь
  2. параллельная связь

Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго - «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно спаяны между собой, и, будучи изолированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения).

Например:

Где-то за горизонтом шла гроза . Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку.

Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения. Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего, а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины, описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами)

Например (пример Н.С.Валгиной):

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

Здесь каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение вполне самостоятельно (нет ни слов-указателей; ни слов, вмещающих в себя и обобщающих собой значение целых конструкций; ни слов - «представителей» другой конструкции и т.д.). Объединяющим началом всех этих отдельных предложений является логико-смысловое единство - соотношение общего (буря бушевала) и частного (Нева вспухала...; Люди пробегали...; Ветер хлопал...; Свет то убывал, то разгорался...) в описании картины. Из структурных показателей объединения можно назвать лишь параллелизм строения предложений (двусоставность, одинаковый порядок расположения членов грамматической основы - подлежащего и сказуемого), а также совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых (бушевала, хлестал, вспухала, пробегали, хлопал, убывал, разгорался, вздувал).

Цепная и параллельная связь могут совмещаться в пределах одного текста, образуя смешанный тип :

Например:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Между первым предложением и вторым, а также между первым и третьим - цепная связь (парус - он), между вторым предложением и третьим - параллельная связь.

82.2. Средства связи предложений в тексте

Тематическое единство и смысловая завершенность текста создается средствами различных языковых уровней.

Лексические средства связи предложений в тексте:

1) лексический повтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы. В различных стилях и жанрах лексический повтор употребляется по-разному: так, для научных и официально-деловых текстов повтор слова - основное средство связности. Повтор также используется достаточно часто в таком типе текста, как описание.

Например:

Жил на краю деревни старый Бобыль . Была у Бобыля своя хата и собака.

2) синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность: в публицистическом стиле, в стиле художественной литературы

Например:

На снимке Брестская крепость . Вернее, только ее малая - центральная - часть. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный пояс казарм. Разрушенная церковь-клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели .

Художники, выписанные из Антиохии, изобразили, изобразили на стенах охоту Артемиды . Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

3) использование антонимов.

Например:

Один был высокого роста , другой роста низкого .

4) родовидовые слова , т.е. слова, связанные отношением род — вид: род — как более широкое понятие, вид — как более узкое.

Например:

В этом лесу много милых сердцу русских деревьев . Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез .

5) употребление слов одной тематической группы .

Например:

Карамазовых в русской жизни много, но все-таки не они направляют курс корабля . Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда , на которую ориентируют идеал.

Морфологические средства связи предложений в тексте:

1) единство видовременных форм - употребление глаголов одного вида и одного времени подчеркивает временную точность текста. Так, в описании, как правило, используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании — совершенного.

Например:

Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками.

Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

2) местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, - широко распространенное средство связи.

Например:

А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены , в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

3) использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста.

Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.

Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может.

4) наречия со значением времени и пространства позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста.

Например:

Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.

Синтаксические средства связи предложений в тексте:

1) синтаксический параллелизм - несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

Например:

Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

2) парцелляция - выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.

Например:

В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди... А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

3) соположенность предложений - объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.

Например:

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.

4) предложения-скрепы типа

Например:

Перейдём к следующей части высказывания.

Об этом говорилось вы-ше.

Как уже было отмечено... и т.п.

5) слова и словосочетания, не раскрывающие своей семантики в рамках одного предложения (чаще всего в этой роли выступают обстоятельства места и времени).

Например:

Сегодня изменилась техническая оснащенность топографа, геодезиста, картографа. Не выходя из здания, можно с помощью аэрофотоснимков создать карту любого района нашей страны. Новые радиометрические приборы позволяют достигать высокой точности при составлении карты.

Таким образом, мы рассмотрели средства связи предложений в тексте. Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте. Более того, зачастую в текстах одновременно используются средства разных уровней:

Например:

Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей коллекцией окон. Созданная в основном усилиями псковских экспедиций сотрудников Эрмитажа, эта коллекция позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем». (В данном случае используется лексический повтор и указательное местоимение)

Дата: 2010-05-22 10:54:54 Просмотров: 69673


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении