mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов. Совокупность институтов финансового посредничества и их динамика в условиях глобализации Мнение Е. Дюркгейма

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление .

Важнейшими социальными институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • СМИ и ;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений , а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности :

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции , соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность и функции экономики как социального института

Основными функциями экономики как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание .

Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

Невозможно представить себе реальное общество и реальный рынок, где люди руководствовались бы исключительно ориентациями на максимизацию прибыли. Такое возможно только при допущении возможности единичных взаимодействий между персонифицированными контрагентами, т.е. если бы обмен благами, продуктами хозяйственной деятельности не был повторяющимся, тем более регулярным. Распространение рыночных обменов и формирование сетей взаимодействий, основанных на дальних неперсонифицированных связях и повторяющихся, регулярных взаимодействиях, порождает проблемы надежности, уверенности, а также доверия участников, основанного не на личных связях, а на соблюдении единых универсальных норм. Регулярные отношения обмена с предсказуемыми для их участников результатами предполагают существование достаточно устойчивого, прозрачного и разделяемого всеми регулятивного механизма, системы правил, которые позволят минимизировать произвол и случайность.

Если сетевой подход ориентирован на выявление влияния характера структурных связей между участниками рынка на их деятельность, то институциональный подход раскрывает нормативные рамки реализации частных интересов, т.е. базируется на представлении о том, что индивидуальное стремление к прибыли всегда ограничивается правилами, которые устанавливаются для данной сферы рынка. Принятые нормы ограничивают количество вариантов выбора стратегии поведения и образа действий теми из них, которые считаются легитимными, а также предлагают социальным акторам представления об особо желательных, социально одобряемых способах действий. Эти правила и нормы, которыми руководствуются действующие на рынке агенты, и представляют собой институты рынка. Согласно определению Д. Норта, "институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми".

Для того чтобы отношения рыночного обмена могли устойчиво воспроизводиться, институты должны регулировать:

  • доступ к рыночным взаимодействиям, т.е. участие контрагентов в актах обмена;
  • права собственности, т.е. порядок присвоения благ в виде перехода прав собственности и права присвоения прибыли как продавцами, так и покупателями;
  • характеристики объектов обмена как допустимых, т.е.:
    • – возможность участия благ в рыночном обмене, наличие или отсутствие ограничений на их свободную куплю-продажу;
    • – надлежащее качество участвующих в обмене благ (сертификация, торговые марки);
  • взаимные обязательства сторон, связанные с различными обстоятельствами совершения обмена (порядок и форма оплаты, сроки, периодичность поставок, транспортные издержки, хранение и т.д.);
  • формы и способы взаимодействий (контракты, деловая этика);
  • проведение правил в жизнь и системы санкций:
  • – санкции за нарушение правил;
  • – системы гарантий соблюдения правил;
  • – мониторинг порядка на рынках.

Д. Норт подчеркивает, что, поскольку индивидуальные участники рынка не всегда имеют полную информацию о всех обстоятельствах сделки и ограниченные возможности контроля за соблюдением договоров, возникает необходимость в участнике обмена, специализирующемся на утверждении, легитимации и обеспечении соблюдения всех этих правил, которым и становится государство. В то же время никакие формальные правила не способны учесть и урегулировать все возможные в реальной жизни обстоятельства осуществления рыночной деятельности, поэтому они дополняются неформальными правилами поведения, основанными на этических нормах и ценностях, традициях и социокультурной среде. Таким образом, регулирующие рынок институты можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные правила представляют собой системы норм осуществления рыночных обменов, зафиксированные в законах и различных актах и предписаниях, имеющих статус законов, т.е. легитимированных государством и опирающихся на его авторитет и силу. Их соблюдение обязательно для всех участников рынка, а за нарушение следуют санкции, также предписанные законом и реализуемые уполномоченными государственными органами (арбитражные суды и т.д.).

При обязательности исполнения формальных правил на территории данного государства, можно выделить правила, распространяющиеся:

  • на всех участников рынка (законы, регламентирующие хозяйственную деятельность);
  • на участников конкретных сделок (официально оформленные контракты, договоры, за несоблюдение которых могут следовать санкции, осуществляемые на основе судебных решений).

Подчинение участников рынка формальным правилам является результирующей как убеждения в необходимости порядка, ответственности за легитимное ведение дел, возникающих в результате интериоризации правил и норм, так и принуждения со стороны государства, страха санкций и слишком большой цены нарушения норм (пеней, штрафов и т.п.).

Неформальные правила формируются в процессе исторического развития хозяйственной деятельности, в том числе рыночных обменов, в контексте конкретных социокультурных систем. Они могут основываться на этических нормах, обычаях и традициях, уходя корнями в картину мира данного общества, его менталитет. Неформальные правила, не имея однозначных формулировок, источников и авторитетов, на которые они могли бы опираться, допускают более широкие интерпретации, нежели формальные. Они не подкрепляются четко зафиксированными и неотвратимыми санкциями за нарушение, поэтому могут восприниматься некоторыми участниками рынка как необязательные. Однако действие неформальных правил более долгосрочно, они не могут быть приняты или отменены по требованию каких-либо акторов, и они в меньшей степени связаны с интересами конкретных социальных групп.

Универсальность неформальных норм определяется их укорененностью в культуре и социальных отношениях данного общества и интериоризацией в процессе социализации хозяйственных акторов, претворяющей их в общие стереотипы сознания, реализуемые в конкретных практиках. Так, в западных обществах принято доверять исключительно письменным контрактам, которые составляются таким образом, чтобы максимально точно оговорить все мелкие нюансы сделки. В Японии же считается, что письменный договор должен фиксировать лишь общие намерения сторон, в то время как детали, которые предусмотреть невозможно, остаются на усмотрение участников в зависимости от их интерпретации конкретных ситуаций. Это объясняется в целом феноменологической и ситуативной ориентацией мышления японцев, в противоположность присущей западному сознанию ориентации на жесткие формально-логические рамки.

Как свидетельствуют историки, в дореволюционной России предприниматели больше полагались на "купеческое слово", нежели на формальные договоры. Проводимые в рамках институционального подхода исследования правил, действующих на современных российских рынках, свидетельствуют как о низкой культуре письменного договора, так и о взаимном недоверии участников, обусловленным негативным опытом нарушений договоров.

Действующие на рынках формальные и неформальные правила находятся в отношении сложной динамики. Они не просто дополняют друг друга, но находятся в подвижном состоянии институциональных трансформаций. Эти трансформации предполагают:

  • формализацию получивших распространение и закрепившихся в повседневном опыте неформальных правил;
  • деформализацию правил в случае их неэффективности, непрозрачности, невыгодности, сложности соблюдения и т.д.;
  • взаимное дополнение как встраивание неформальных правил в системы формальных.

Принято считать, что главной проблемой является отсутствие четко зафиксированных, формализованных правил действий, а также несовершенство исполнения существующих участниками рынка, что вносит в их деятельность неопределенность и непредсказуемость и заставляет вырабатывать собственные неформальные правила. Это верно лишь отчасти. Помимо проблемы формализации правил, не меньшую, если не большую, социальную значимость представляют и противоположные процессы.

Формальные институты являются результатом законотворческой деятельности государства, поэтому ориентированы на установление соответствующего его характеру порядка осуществления хозяйственной деятельности. Они отражают неравномерность распределения властных ресурсов в обществе в интересах тех социальных групп, которые находятся у власти. Д. Норт подчеркивает: "Начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки... даже если правители захотят принимать законы, руководствуясь соображениями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок". Принимаемые формальные правила отражают не столько потребность общества в эффективном регулировании рыночных отношении, сколько стремление находящихся у власти групп контролировать хозяйственную деятельность, причем они осуществляют этот контроль не только в интересах государства и общества, но и в своих собственных интересах – политических и экономических. Нередко формальные правила становятся инструментом давления со стороны чиновников на участников рынка, исследования отмечают высокую степень зависимости предпринимателей от чиновников, что побуждает их искать неформальные пути решения проблем.

К деформализации правил приводит сложность и избыточность формальной регуляции, несовершенство законов и практик их применения, обусловливающая высокие трансакционные издержки. Деформализация принимает вид, во-первых, прямого оспаривания правил и активной деятельности по их изменению, во-вторых, действий в обход формальных правил.

Деформализация, однако, означает не нарастание хаоса, а рост неформальной регуляции путем установления негласных соглашений; замены формальных платежей неформальными, в том числе взятками, оптимизирующими трансакционные издержки; упрощения ведения дел в виде личных договоренностей, а также формирования сложных сетей личных отношений с чиновниками, представителями контролирующих органов. Такие сети предполагают тонкие системы иерархий и свои собственные нормы организации связей, базирующиеся на взаимовыгодных соглашениях, взаимных уступках и услугах. На материалах формирования российских рынков в 90-х гг. прошлого века эти отношения исследованы В. В. Радаевым. При этом формальные правила не полностью замещаются неформальными, а происходит взаимное врастание и дополнение, что в целом усиливает непрозрачность рынка.

Динамика институтов рынка предполагает постоянные трансформации формальных и неформальных правил, их сосуществование и взаимопроникновение, которые принимают специфический облик в разных странах и в разные периоды истории. Практика показывает, что само по себе совершенствование формальных правил, а также ужесточение ответственности за их нарушение не снимают проблемы деформализации. Современная хозяйственная и социальная жизнь настолько сложна и многообразна, включает столько различных по культуре, традициям, мировоззрениям и интересам групп акторов, что учесть все их интересы и привести к некой единой форме практически невозможно. Ужесточение санкций нередко приводит, как известно, не к росту законопослушания, а, напротив, к деформализации правил: рост штрафов за разнообразные нарушения порождает рост взяток чиновникам разных уровней. В то же время в рамках институционального подхода к анализу рынка сложились представления о том, что экономические интересы его участников всегда ограничены существующими формальными и неформальными правилами, т.е. подвержены коррекции со стороны общества и государства.

Рынок - это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:

Частная собственность;

Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

Конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики:

Свободы хозяйственной деятельности;

Всеобщности рыночных отношений;

Плюрализма и равноправия форм собственности;

Саморегулирования хозяйственной деятельности;

Свободного ценообразования;

Самофинансирования и экономической ответственности;

Гармоничного сочетания государства и рынка.

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех иных секторах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность). Их рассматривают также какфакторы предложения . Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки охватывают рынок денежных средств, валютный рынок, рынок золота, рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи.

Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами . Впереходных экономиках, в том числе и в Беларуси, ключевые рыночные институтыразвиты еще недостаточно . В экономике сохранились монополии, многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики и освоения государством методов антимонопольной политики постепеннозарождается конкурентная среда ; созданы почти всебазовые элементы рыночной системы,негосударственные финансовые учреждения , в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.; действуютрыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Но для полноценного функционирования экономики необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала исовершенствование созданных институтов (например налоговой системы), а такжеформирование новых структур (рынков капитала, земли, труда), которые пока находятся на начальной стадии своего развития. Все это требует комплексных и последовательных мер поукреплению института частной собственности , проведению эффективнойприватизации , совершенствованиюмеханизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является созданиеэффективно действующих рынков труда . Как фактор производства труд - самый значимый из всей их совокупности. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Рынок труда - этомногоуровневая система рыночных институтов , организаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблемвоспроизводства рабочей силы и использования труда.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы , где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура , предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период направлена на удержании безработицы на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы ссохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Капитал как фактор производства - это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позицийрынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифицируются по формам. По функциональному назначению различают движенияссудного капитала (в виде кредита) ипредпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяютчастный и государственный капитал, по целевому назначению -частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции ; по срокам движения -кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок , - это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основнымиценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в системе финансовых рынков занимаютрынки капитала . Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынокценных бумаг и рынокссудного капитала .

Рынок ссудного капитала - это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Онохватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг - часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.Ценные бумаги - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения . Вторая предполагаетмобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Рынок ценных бумаг в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Таким образом, рынок капитала - это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. - Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной инвестиционно-инновационной модели развития.

Валютный рынок - это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Институциональными участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (субъекты - и экспортеры, и импортеры).

Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Главным валютным рынком является Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Членами МВБ являются банки или другие финансовые учреждения, имеющие лицензию на ведение валютных операций. Непосредственное проведение торгов и определение текущего курса поручено специальному сотруднику биржи - курсовому маклеру.

В условиях ограниченных иностранных инвестиций ситуация на валютном рынке страны в основном зависит от тенденций во внешней торговле и механизмов финансирования экспортно-импортных потоков.

Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляютсяэмиссия и купля-продажа ценных бумаг .Основное его назначение состоит в обеспеченииаккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представленаинвесторами (стратегическими и институциональными),эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства),инфраструктурой - связующим звеном между инвесторами, эмитентами иорганами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники : операторы (брокеры, дилеры);организаторы работы бирж (торговых площадок);клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Прозрачность и контролируемость фондового рынка со стороны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг , отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой -размеры иностранных портфельных инвестиций икапитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Беларуси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) ирынок услуг в переходный периоднезначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-организационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остаетсяневысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы.Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсовиграет и продажа корпоративных ценных бумаг .

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

Невозможно представить себе реальное общество и реальный рынок, где люди руководствовались бы исключительно ориентациями на максимизацию прибыли. Такое возможно только при допущении возможности единичных взаимодействий между персонифицированными контрагентами, т.е. если бы обмен благами, продуктами хозяйственной деятельности не был повторяющимся, тем более регулярным. Распространение рыночных обменов и формирование сетей взаимодействий, основанных на дальних неперсонифицированных связях и повторяющихся, регулярных взаимодействиях, порождает проблемы надежности, уверенности, а также доверия участников, основанного не на личных связях, а на соблюдении единых универсальных норм. Регулярные отношения обмена с предсказуемыми для их участников результатами предполагают существование достаточно устойчивого, прозрачного и разделяемого всеми регулятивного механизма, системы правил, которые позволят минимизировать произвол и случайность.

Если сетевой подход ориентирован на выявление влияния характера структурных связей между участниками рынка на их деятельность, то институциональный подход раскрывает нормативные рамки реализации частных интересов, т.е. базируется на представлении о том, что индивидуальное стремление к прибыли всегда ограничивается правилами, которые устанавливаются для данной сферы рынка. Принятые нормы ограничивают количество вариантов выбора стратегии поведения и образа действий теми из них, которые считаются легитимными, а также предлагают социальным акторам представления об особо желательных, социально одобряе-

мых способах действий. Эти правила и нормы, которыми руководствуются действующие на рынке агенты, и представляют собой институты рынка.

Согласно определению Д. Норта, «институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми».

Для того чтобы отношения рыночного обмена могли устойчиво воспроизводиться, институты должны регулировать:

Доступ к рыночным взаимодействиям, т.е. участие контрагентов в актах обмена;

Права собственности, т.е. порядок присвоения благ в виде перехода прав собственности и права присвоения прибыли как продавцами, так и покупателями;

Характеристики объектов обмена как допустимых, т.е.:

Возможность участия благ в рыночном обмене, наличие или отсутствие ограничений на их свободную куплю-продажу;

Надлежащее качество участвующих в обмене благ (сертификация, торговые марки);

Взаимные обязательства сторон, связанные с различными обстоятельствами совершения обмена (порядок и форма оплаты, сроки, периодичность поставок, транспортные издержки, хранение и т.д.);

Формы и способы взаимодействий (контракты, деловая этика);

Проведение правил в жизнь и системы санкций:

Санкции за нарушение правил;

Системы гарантий соблюдения правил;

Мониторинг порядка на рынках.

Д. Норт подчеркивает, что, поскольку индивидуальные участники рынка не всегда имеют полную информацию о всех обстоятельствах сделки и ограниченные возможности контроля за соблюдением договоров, возникает необходимость в участнике обмена, специализирующемся на утверждении, легитимации и обеспечении соблюдения всех этих правил, которым и становится государство. В то же время никакие формальные правила не способны учесть и урегулировать все возможные в реальной жизни обстоятельства осуществления рыночной деятельности, поэтому они дополняются неформальными правилами поведения, основанными на этических нормах и ценностях, традициях и социокультурной среде. Таким образом, регулирующие рынок институты можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные правила представляют собой системы норм осуществления рыночных обменов, зафиксированные в законах и различных актах и предписаниях, имеющих статус законов, т.е. легитимированных государством и опирающихся на его авторитет и силу. Их соблюдение обязательно для всех участников рынка, а за нарушение следуют санкции, также предписанные законом и реализуемые уполномоченными государственными органами (арбитражные суды и т.д.). При обязательности исполнения формальных правил на территории данного государства, можно выделить правила, распространяющиеся:

На всех участников рынка (законы, регламентирующие хозяйственную деятельность);

На участников конкретных сделок (официально оформленные контракты, договоры, за несоблюдение которых могут следовать санкции, осуществляемые на основе судебных решений).

Подчинение участников рынка формальным правилам является результирующей как убеждения в необходимости порядка, ответственности за легитимное ведение дел, возникающих в результате интериоризации правил и норм, так и принуждения со стороны государства, страха санкций и слишком большой цены нарушения норм (пеней, штрафов и т.п.).

Неформальные правила формируются в процессе исторического развития хозяйственной деятельности, в том числе рыночных обменов, в контексте конкретных социокультурных систем. Они могут основываться на этических нормах, обычаях и традициях, уходя корнями в картину мира

данного общества, его менталитет. Неформальные правила, не имея однозначных формулировок, источников и авторитетов, на которые они могли бы опираться, допускают более широкие интерпретации, нежели формальные. Они не подкрепляются четко зафиксированными и неотвратимыми санкциями за нарушение, поэтому могут восприниматься некоторыми участниками рынка как необязательные. Однако действие неформальных правил более долгосрочно, они не могут быть приняты или отменены по требованию каких-либо акторов, и они в меньшей степени связаны с интересами конкретных социальных групп.

Универсальность неформальных норм определяется их укорененностью в культуре и социальных отношениях данного общества и интериоризацией в процессе социализации хозяйственных акторов, претворяющей их в общие стереотипы сознания, реализуемые в конкретных практиках. Так, в западных обществах принято доверять исключительно письменным контрактам, которые составляются таким образом, чтобы максимально точно оговорить все мелкие нюансы сделки. В Японии же считается, что письменный договор должен фиксировать лишь общие намерения сторон, в то время как детали, которые предусмотреть невозможно, остаются на усмотрение участников в зависимости от их интерпретации конкретных ситуаций. Это объясняется в целом феноменологической и ситуативной ориентацией мышления японцев, в противоположность присущей западному сознанию ориентации на жесткие формально-логические рамки.

Как свидетельствуют историки, в дореволюционной России предприниматели больше полагались на «купеческое слово», нежели на формальные договоры. Проводимые в рамках институционального подхода исследования правил, действующих на современных российских рынках, свидетельствуют как о низкой культуре письменного договора, так и о взаимном недоверии участников, обусловленным негативным опытом нарушений договоров.

Действующие на рынках формальные и неформальные правила находятся в отношении сложной динамики. Они не просто дополняют друг друга, но находятся в подвижном состоянии институциональных трансформаций. Эти трансформации предполагают:

Формализацию получивших распространение и закрепившихся в повседневном опыте неформальных правил;

Деформализацию правил в случае их неэффективности, непрозрачности, невыгодности, сложности соблюдения и т.д.;

Взаимное дополнение как встраивание неформальных правил в системы формальных.

Принято считать, что главной проблемой является отсутствие четко зафиксированных, формализованных правил действий, а также несовершенство исполнения существующих участниками рынка, что вносит в их деятельность неопределенность и непредсказуемость и заставляет вырабатывать собственные неформальные правила. Это верно лишь отчасти.

Помимо проблемы формализации правил, не меньшую, если не большую, социальную значимость представляют и противоположные процессы.

Формальные институты являются результатом законотворческой деятельности государства, поэтому ориентированы на установление соответствующего его характеру порядка осуществления хозяйственной деятельности. Они отражают неравномерность распределения властных ресурсов

в обществе в интересах тех социальных групп, которые находятся у власти. Д. Норт подчеркивает: «Начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки… даже если правители захотят принимать законы, руководствуясь соображениями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок»1. Принимаемые формальные правила отражают не столько потребность общества в эффективном регулировании рыночных отношений, сколько стремление находящихся у власти групп контролировать хозяйственную деятельность, причем они осуществляют этот контроль не только в интересах государства и общества, но и в своих собственных интересах - политических и экономических. Нередко формальные правила становятся инструментом давления со стороны чиновников на участников рынка, исследования отмечают высокую степень зависимости предпринимателей от чиновников, что побуждает их искать неформальные пути решения проблем.

К деформализации правил приводит сложность и избыточность формальной регуляции, несовершенство законов и практик их применения, обусловливающая высокие трансакционные издержки. Деформализация принимает вид, во-первых, прямого оспаривания правил и активной Деятельности по их изменению, во-вторых, действий в обход формальных правил.

Деформализация, однако, означает не нарастание хаоса, а рост неформальной регуляции путем установления негласных соглашений; замены формальных платежей неформальными, в том числе взятками, оптимизирующими трансакционные издержки; упрощения ведения дел в виде личных договоренностей, а также формирования сложных сетей личных отношений с чиновниками, представителями контролирующих органов. Такие сети предполагают тонкие системы иерархий и свои собственные нормы организации связей, базирующиеся на взаимовыгодных соглашениях, взаимных уступках и услугах. На материалах формирования российских рынков в 90-х гг. прошлого века эти отношения исследованы В. В. Радаевым. При этом формальные правила не полностью замещаются неформальными, а происходит взаимное врастание и дополнение, что в целом усиливает непрозрачность рынка.

Правовой институт - это законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности отношений или ее стороны.

Правовой институт - основа отрасли права. Это - «первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли, первая и наиболее важная ступень в формировании отрасли, где правовые нормы группируются... по их юридическому содержанию...».

Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты; причем юридическое своеобразие той или иной нормы обнаруживается с учетом особенностей всего комплекса норм.

Таким образом, если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, например, в трудовом праве выделяются «институт дисциплины труда», «институт материальной ответственности рабочих и служащих» и др., в гражданском праве - «институт исковой давности», «институт обязательств, возникающих вследствие причинения вреда», и т. п.

Правовому институту свойственны три признака:

а) Однородность фактического содержания. Каждый право

вой институт посвящен регулированию строго определенной раз

новидности общественных отношений, охватываемых данной

отраслью, либо стороне группы отношений. Отсюда однородность

фактического содержания института.

б) Юридическое единство (комплексность) норм. Это глав

ный признак института. Нормы, образующие институт, высту

пают как единый комплекс, цельная система, точнее - относи

тельно обособленный «блок», «агрегат», в совокупности с дру

гими институтами составляющие нормативный механизм отрас

ли. Каждый институт обеспечивает цельное (на своем участке

«законченное») регулирование данной разновидности отношений

или стороны группы отношений. Именно поэтому внутри инсти

тута происходит специализация юридических норм: сложное

сочетание разнообразных регулятивных, дефинитивных и иных

норм призвано обеспечить цельное регулирование соответствую

щих отношений.

в) Законодательная обособленность. Как главные структурные подразделения отрасли институты получают внешнее обособленное закрепление в нормативных (законодательных) актах в виде самостоятельных глав, разделов и т. д.10. Та или иная компоновка юридических норм, их объединение в главы, разделы, части - это и есть в большинстве случаев процесс дифференциации и интеграции нормативного материала, приводящий к формированию правовых институтов.

По своему месту и функциям правовые институты весьма разнородны. Так, могут быть выделены общие институты (содержащие «выведенные за скобки» нормативные положения, относящиеся к отрасли в целом или ее крупному подразделению)у материально-регулятивные институты (содержание нормы, непосредственно регламентирующей поведение субъектов), охранительные институты (содержащие охранительные и связанные с ними иные нормы), процедурно-процессуальные институты и др. Иными словами, специализация, «разделение труда», происходит не только между отдельными нормами, но и между правовыми институтами.

Между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения. «Дробные» части института нередко образовывают самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами» и. Вообще же в случаях, когда наблюдается подобная «многоэтажность», всегда существует, так сказать, завершающее звено - институт, объединяющий группу институтов и субинститутов, который может быть назван генеральным институтом. Таковы, например, институт дисциплины труда, институт преступлений против собственности, институт подряда и т. д.

Внутри отрасли складываются и специфические объединения институтов. Так, по мере развития законодательства, повышения уровня нормативных обобщений общие институты обособляются в укрупненное подразделение, которое в кодифицированных законодательных актах получает наименование «общая часть» или «общие положения».

Наряду с этим в развитых отраслях права генеральные и иные институты нередко также перерастают в укрупненные подразделения- подотрасли. Последние представляют собой такие обширные общности отраслевых институтов (генеральных субинститутов), в которых обособляется «своя» общая часть. Таковы, например, обязательственное право, наследственное право, авторское право и другие - в гражданском праве, административно-хозяйственное право - в административном праве, военно-уголовное право и т. д. Некоторые крупные отрасли права, например гражданское право, выступают в современных условиях в виде соединения «общей части» и группы подотраслей.

Каждый правовой институт - это в принципе юридически однородное правовое образование, т. е. он входит в состав строго определенной отрасли. Но деление социалистического права на отрасли вовсе не означает, что между ними существует «китайская стена», которая разделила бы отрасли на совершенно изолированные друг от друга сферы. Между отраслями права существуют не только отдельные точки соприкосновения, но и обширные области контактов, тесного взаимодействия. В этих пограничных областях складываются смешанные институты.

Смешанный институт - это институт данной отрасли, который включает некоторые элементы иного метода правового регулирования. В целом юридическое содержание смешанного института однородно; поэтому он входит в определенную отрасль права. Но в его содержание проникли, просочились элементы метода, свойственные другой отрасли права.

В качестве примера смешанного института можно назвать гражданскоправовые институты, опосредствующие кредитно^рас-четные отношения. Госбанк СССР, выступая в отношениях со своей клиентурой в качестве юридического лица, в то же самое время выполняет властные, контролирующие функции органа t государственного управления. Поэтому в пределах кредитных и расчетных правоотношений проявляются и некоторые административные правомочия Госбанка СССР. Смешанный характер носят также институты, регулирующие отношения, связанные с исполнением плана железнодорожной перевозки грузов, отношения в области почтового обслуживания, отношения по обязательному страхованию и др.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении