mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Полная гибель автомобиля судебная практика. Тотал по каско. Они могут быть

Один из страховых случаев, предусмотренных обязательным и добровольным видами страхования, — гибель ТС. Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля адресуются страхователю, а по ОСАГО – пострадавшей стороне. Признание тотала в большинстве случаев выгодно для страховщиков, так как это позволяет уменьшить размер страховых компенсаций. Каким же образом можно отстоять свои права и добиться максимально возможной выплаты?

Тотальная гибель автомобиля – фактическое уничтожение транспортного средства.

Для признания тотала (или тоталя) в каждом страховом договоре указывается порог ущерба в виде процентов от стоимости авто. Его превышение делает ремонт машины нецелесообразным. Чаще всего это диапазон от 60 до 80% от стоимости ТС. То есть, если на восстановление авто необходимо потратить 60% и более, она считается «погибшей».

В случае признания повреждений тотальными, размер выплат по страховке существенно снижается, поэтому не стоит сразу же соглашаться с вердиктом СК. В учет принимаются следующие параметры:

  1. Срок действия страхового соглашения. Если при расчете выплат страховщик учитывает степень износа, то к концу действия договора размер выплат значительно уменьшается. Полисы, в которых этот показатель не учитывается, стоят гораздо дороже.
  2. Стоимость неповрежденных частей авто. Если ущерб не очень большой и не вы являетесь виновником аварии, то, возможно, выплаты от виновника происшествия будет достаточно для покрытия ущерба. В то время как СК может не выплачивать страховку по КАСКО.
  3. Проведение ремонтных работ до наступления страхового случая. Если во время действия страхового договора автомобиль уже участвовал в ДТП, то сумма компенсации уменьшится и на стоимость этих работ.

Тотал по ОСАГО

Полная гибель автомобиля по полису ОСАГО регулируется законодательными актами, определяющими правила страхования гражданской ответственности. На данный момент ситуация такова: в случае конструктивной гибели ТС страховая компания обязана возместить страхователю сумму в размере действительной стоимости имущества на день совершения происшествия.
Даже если стоимость ремонта больше, нежели оценочная стоимость ТС. Получается, когда наступил тотал по ОСАГО, страховщик обязан возместить пострадавшему ущерб в полном объеме, но в пределах максимально установленной суммы (400 тысяч рублей).

На практике же СК частенько выдумывают всякие уловки для уменьшения страховой выплаты. К примеру, они ссылаются на необоснованное обогащение страхователя. Однако статьей 1102 ГК РФ под этим понятием подразумевается обогащение без законных на то оснований. А получение страховки при тотале регламентируется сделкой и Законом 40-ФЗ, поэтому статья 1102 к этим случаям неприменима.

ГК РФ Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.


Пример по ОСАГО 2018
. До аварии ТС стоило 300 000 рублей. Стоимость ремонта для его восстановления – 350 000 рублей. Сумма годных остатков – 100 000 рублей. Вполне вероятно, что СК захочет выплатить только 200 000 рублей (300 – 100 тысяч), аргументируя это тем, что при выплате 300 тысяч у вас еще останутся остатки авто на 100 тысяч. А это суммарно превысит стоимость имущества до аварии. Логика есть, но она применима при страховании КАСКО (об этом пойдет речь далее). В нашем же случае законодательством не предусмотрено никаких уменьшений. Поэтому СК обязана выплатить пострадавшему 300 тысяч рублей.

Если полная гибель признана, то остается только определить стоимость автомобильных остатков. Если сомневаетесь в оценке страховой, заказывайте повторную экспертизу.

В большинстве случаев автовладельцам выгоднее забрать полную компенсацию без уменьшения на стоимость остатков.

Тотал по КАСКО

Конструктивная гибель автомобиля по полису КАСКО определяется самостоятельно каждой страховой компанией. Если этот вопрос недостаточно ясно отражен в договоре, то дело доходит до судебного разбирательства. В этом случае при вынесении решения анализируется практика других страховщиков, а именно — проценты повреждений, относимых к тоталу. С большой долей вероятности спорным вопросом по выплате КАСКО станет тотал в 50%.


Когда признается полная гибель автомобиля, расчет возмещения по КАСКО может быть произведен двумя различными способами:

  1. Получение полной суммы компенсации, рассчитанной по полису. Из нее вычитаются только амортизационные начисления, а остатки ТС в этом случае передаются в страховую на основании права собственности.
  2. Получение страховой компенсации за вычетом амортизационных начислений и стоимости ГОТС (годных остатков ТС). Под этим понятием понимаются все исправные детали и запчасти авто, не поврежденные во время ДТП. То есть, сам автовладелец при желании сможет их реализовать на авторынке. Страхователь остается ответственным за сохранность ТС.

Понятно, что основная дилемма, стоящая перед автовладельцем, – кому достанутся остатки? Чтобы принять выгодное для себя решение, необходимо опираться на анализ следующих параметров:

  • стоимость ГОТС;
  • размер амортизационных отчислений;
  • условия, прописанные в страховом договоре;
  • есть ли возможности самостоятельно выполнить капитальный ремонт машины;
  • есть ли возможность реализовать годные остатки ТС.

Окончательное решение надо принимать с учетом всех перечисленных факторов. Но чаще всего, когда страховка оформлена недавно, и износ не составляет весомую сумму, страхователю выгоднее пойти по первому пути.
То есть забрать всю сумму выплаты целиком (за минусом небольшого износа) и приобрести новое авто.

Если наступил тотал, а по КАСКО выплата получается совсем незначительной, будет выгоднее оставить поврежденное авто себе. Тем более, если сохраняется возможность его восстановить.

Порядок действий

Для получения страхового возмещения при тотале необходимо действовать в такой последовательности:

  1. Регистрация происшествия.
  2. Подача документов в страховую.
  3. Оценка ущерба.
  4. Предложение страховой по размеру компенсации.

Если есть подозрения, что оценщик слишком переусердствовал, чтобы угодить СК, следует провести независимую экспертизу. Если ее результаты значительно расходятся с теми, которые получены при экспертизе, назначенной по инициативе страховщика, подавайте иск в суд.

Когда размер предложенной компанией выплаты вас устраивает, то получить возмещение можно уже через 2-4 недели. Если вы решите добиваться справедливости в судебном порядке, то ожидать хоть каких-то денег можно только спустя несколько месяцев. Но, несмотря на это, не стоит бояться вступать «в сражение» со страховой. Судебное разбирательство – стандартное явление на рынке страховых услуг. Поскольку тотал выгоден для страховщика, он может пойти на любые ухищрения – необоснованное признание конструктивного уничтожения или завышение оценки остатков (чем они дороже, тем меньше компенсация).

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает обязанность страховых компаний выплачивать возмещение пострадавшей стороне при наступлении страховых случаев. Одним из таких случаев является полная гибель автомобиля, при которой порядок установления факта страхового случая и определение размера выплат осуществляется на условиях тотал. В данной статье мы рассмотрим, что признается тотальной гибелью по ОСАГО, каков порядок расчета выплаты по риску тотал, и как быть страхователю, если эта сумма выплаты не покроет нанесенного ущерба.

Порядок расчета выплаты ТОТАЛ по ОСАГО

Под полной гибелью (тотал) автомобиля понимается причинение такого ущерба транспортному средству, при котором стоимость восстановительного ремонта сопоставима со стоимостью самого автомобиля, т.е. ремонт становится экономически нецелесообразен. У разных страховых компаний суммарный объем повреждений автомобилю, который позволяет установить факт наступления такого страхового случая, может варьироваться в диапазоне от 65 до 80%.

По общим правилам осуществления страховых выплат в случае полной гибели транспортного средства сумма возмещения должна составлять размер рыночной стоимости автомобиля на дату наступления страхового случая. Правила страхования, регламентированные законодательством, не предусматривают никаких удержаний из данной суммы, однако на практике страховые компании пользуются любой возможностью, чтобы существенно уменьшить размер страхового возмещения.

Для определения размера страхового возмещения необходимо проведение экспертной оценки стоимости ущерба. Как правило, на этом этапе интересы страховой компании и владельца автомобиля становятся кардинально противоположными.

Как страховые компании занижают размер максимального возмещения?

В интересах страховой компании оценку проводит оценщик-партнер, который может существенно завысить общий процент повреждений, чтобы страховщик мог зафиксировать факт полной гибели автомобиля. При этом реальный характер ущерба позволяет сделать вывод о возможности проведения ремонта и восстановлении надлежащего состояния машины. Такое стремление страховой компании признать факт полной гибели автомобиля вызвано следующими возможными вариантами исполнения обязательств по полису:

  • страхователь получает сумму возмещения за вычетом амортизационного износа, а поврежденный автомобиль передается в собственность страховой компании;
  • поврежденный автомобиль остается у страхователя, однако размер возмещения подлежит уменьшению на сумму амортизационного износа и стоимость годных остатков транспортного средства (оставшихся в пригодном состоянии после причинения ущерба).

Так как определение суммы выплаты при таком страховом случае зависит от времени его возникновения, на начальном сроке действия полиса вариант с полной выплатой может оказаться выгодным для владельца автомобиля. Аналогичная ситуация может сложиться, если полис не предусматривает учет процента износа при формировании размера выплаты.

Однако в большинстве случаев клиент вправе рассчитывать на получение суммы возмещения, которой едва хватит на покрытие остатка по кредитному обязательству за автомобиль. При этом страховщик получает в собственность транспортное средство, которое может быть успешно восстановлено и реализовано через сеть партнеров.

Если выплата формируется по второму варианту (с вычетом годных остатков), определение размера удержания отдается на откуп оценщику-партнеру страховой компании. Данная ситуация позволяет страховой компании занижать стоимость максимальной выплаты на десятки процентов. Отсутствие единой методики оценки годных остатков существенно нарушает экономические интересы владельца автомобиля и вынуждает обращаться за защитой прав в судебные органы.

Права автовладельца в спорах со страховой компанией

Для успешного оспаривания отказа в выплате или ее существенном занижении, владельцу автомобиля необходимо предпринять следующие действия:

  • предоставить доказательства возможности восстановления поврежденного автомобиля для признания недействительным факта наступления страхового случая ТОТАЛ;
  • с помощью опытного юриста или по запросу суда истребовать у страховщика исчерпывающий отчет параметров, по которым был признан факт полной гибели;
  • провести независимую оценку характера и степени повреждений от причиненного ущерба;
  • в случае подтверждения независимым оценщиком факта полной гибели автомобиля следует провести оценку стоимости годных остатков - это позволит существенно уменьшить размер удержаний.

Заключение

Наличие всевозможных тонкостей при определении страхового случая «полная гибель» позволяет страховым компаниям допускать многочисленные злоупотребления при обращениях за страховыми выплатами. Учесть все нюансы можно только при доскональном понимании механизма расчета суммы возмещения, а его отсутствие делает необходимым обращение за помощью к услугам опытных юристов.

Попадание в серьезное ДТП может грозить дорогостоящими повреждениями автомобилю. В наиболее тяжелых случаях принято говорить, что это конструктивная гибели автомобиля по . Этому также есть и другое название – «тотал».

Понятие, как нетрудно догадаться, происходит от слова «тотальный», и под ним подразумевается тотальная гибель автомобиля, то есть полная гибель автомобиля .

Чтобы случай был квалифицирован страховой организацией как гибель машины, должны быть соблюдены некоторые условия. Самое главное из них – большой объем ремонтных работ. Тотал КАСКО признается, если проведение ремонта обойдется в 60-80% от стоимости самого автомобиля.

Иными словами повреждения должны носить крайне масштабный характер . Например, у вас есть автомобиль стоимостью 1 000 000 рублей, происходит авария. При проведении экспертизы выясняется, что для выполнения полноценного ремонта будет необходимо 750 000 рублей или же 75% от стоимости машины . В таком случае можно уверенно говорить о гибели транспортного средства.

Страховые компании сами определяют и устанавливают уровень повреждений достаточный для признания гибели транспортного средства. Если данный пункт был плохо прописан в соглашении, и дело дошло до суда, то неплохим подспорьем станет сравнительный анализ уровня повреждения среди других страховых организаций. Данные следует тщательно подготовить и оформить. К спорным случаям с высокой долей вероятности в суде отнесут повреждения на сумму в 50% стоимости автомобиля .

Страховые выплаты

Страховые выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля можно получить двумя путями/способами . В первом случае речь идет об отказе автолюбителя от своего транспортного средства в пользу страховой организации. Иными словами автовладелец передает право собственности компании. После этого он получает компенсацию в размере, который был определен . Конечно же, следует учитывать амортизационный износ. Его непременно вычитают из страховой выплаты.

Второй вариант – автовладелец сохраняет за собой право собственности. Компенсация тогда будет составлять меньшую сумму. Из нее вычитают стоимость ГОТС (годные остатки транспортного средства). Под ГОТС понимают все исправные детали и запчасти, не нуждающиеся в ремонте либо замене. То есть ГОТС можно без особых сложностей перепродать на рынке поддержанных деталей. Обратите внимание, что также из выплаты вычитают амортизационный износ.

Разница между двумя варианта весьма понятна. По сути, происходит выбор между тем, кто будет распродавать исправные запчасти транспортного средства – страховая компания или автовладелец. Здесь следует отметить следующее – ответственность за сохранность битого автомобиля лежит на страхователе. Если по неосторожности будет получен еще какой-то дополнительный ущерб, оплачивать его страховщики не будут.

Зачастую выбор является камнем преткновения – непонятно, какой вариант выгоднее для страхователя, для автовладельца. Для этого всегда необходимо делать всесторонний анализ.

Данными для такой оценки должны служить – стоимость годных остатков, амортизационный износ, условия соглашения, собственные возможности по проведению капитального ремонта либо по продаже ГОТС.

Как правило, если КАСКО-полис был получен недавно, а амортизационный износ не успел еще превратиться в круглую сумму, наиболее оптимальным решением станет передача битого автомобиля страховой фирме . Такой выбор объясняется наибольшей выгодой, автовладелец сможет получить почти полную компенсацию, а затем приобрести новое транспортное средство.

Но передача права собственности компании – не всегда самый выигрышный вариант. Оставить автомобиль себе следует, если страховая выплата получается весьма скромной, а возможность отремонтировать машину все же сохраняется. Как было отмечено выше, в каждой конкретной ситуации необходимо проводить тщательную оценку , взвешивать все плюсы и минусы.

Универсальный совет – всегда используйте альтернативную оценку, привлекайте для оценки ущерба независимых экспертов. Эксперты, которые проводят оценку повреждений по просьбе страховой компании, скорее всего, будут искажать факты не в пользу автовладельца. В этом нет ничего удивительного, страховая организация также стремится получить наибольшую выгоду от своей деятельности.

Обратите внимание , что страховщикам зачастую гораздо выгоднее квалифицировать случай как «гибель транспортного средства». Выгода заключается в том, что после признания этого ответственность по КАСКО-полису прекращается, так как объект страхования перестает существовать.

Процесс получения выплаты начинается с регистрации ДТП или происшествия. Автовладелец подает с подтверждающим документом. Затем производится оценка ущерба. Страховая компания делает свое предложение по компенсации.

Если есть подозрения, что страховщики врут, то следует делать альтернативную оценку , а затем обращаться в суд. Без судебного разбирательства сроки выплаты по КАСКО при «тотале» следует ожидать через 2-4 недели (каким образом обычно происходят выплаты по КАСКО, мы уже рассказывали в ).

С судом и проведением независимой экспертизой получение компенсации может затянуться на месяцы. Во всех спорных случаях не стоит бояться идти на конфликт, к сожалению, конфликты и судебные разбирательства являются скорее нормой рынка страховых услуг.

Заключение

Конструктивной гибелью автомобиля признаются повреждения серьезного характера (узнать более подробно о разнице между конструктивной и полной гибелью авто и выплатам по ним, можно в ). Стоимость ремонта в таком случае составляет, как правило, более 60% от стоимости самого транспортного средства. Но страховые компании сами определяют нижний порог, чтобы узнать его необходимо самостоятельно изучить соглашение. Если же уже был заключен, а данный пункт прописан слабо, то в суде поможет сравнительный анализ нижней границы тотала у крупных страховых организаций.

В случае ДТП, последствия которого привели к полной гибели автомобиля, в первую очередь важно незамедлительно уведомить о происшествии подразделение ГИБДД с целью последующего получения справки, свидетельствующей о факте наступления страхового случая. После этого необходимо сразу уведомить страховую компанию, вкратце описав характер сложившейся ситуации.

Полная или тотальная гибель автомобиля по программам страхования КАСКО признается только в тех случаях, когда стоимость ремонта транспортного средства превышает указанный в страховом полисе лимит. Каждая страховая компания определяет этот лимит индивидуально и, как правило, он варьируется в диапазоне 60-80% от рыночной стоимости автомобиля.

В данной статье мы рассмотрим, какие случаи по КАСКО признаются полной гибелью автомобиля и что делать в таком случае автовладельцу; опишем основные схемы, к которым прибегают сотрудники страховых компаний при признании полной гибели авто и отметим на что нужно обратить внимание автовладельцу при урегулировании страхового случая; проанализируем как считаются и производятся выплаты по КАСКО при тотале.

Варианты урегулирования страховых случаев

Страховые случаи по КАСКО, подразумевающие полную гибель автомобиля, обычно могут быть урегулированы по следующей схеме:

  1. Страховая компания предоставляет услуги эксперта, оценивающего характер повреждений авто после ДТП и составляющего ориентировочную смету на ремонт.
  2. Осуществляется принятие решения о полной гибели автомобиля и владельцу транспорта предоставляется на выбор один из вариантов страховой компенсации:
    • отказ от права владения остатками автомобиля и получение полной страховой компенсации, из суммы которой вычитывается износ и франшиза, если она предусмотрена в полисе;
    • сохранение прав на владение автомобилем и получение частичной страховой компенсации, из суммы которой вычитаются стоимость остатков транспорта, износ, а также франшиза, если она предусмотрена в полисе.

Чаще всего страховые агенты рекомендуют оставлять автомобиль себе, по причине сложностей процедуры приема-передачи имущества на баланс юридического лица. Оплата налогов с продажи автомобиля и подготовка многочисленных документов создают неудобства обеим сторонам: как страховой компании, так и ее клиенту. Однако такое решение может стать финансово невыгодным для владельца автомобиля, что страховые компании не всегда готовы признать.

Почему невыгодно оставлять остатки автомобиля себе?

Оставлять себе автомобиль, не подлежащий восстановлению, невыгодно для страхователя по ряду причин:

  • во-первых, остатки автомобиля необходимо продать, что может вызвать немало трудностей: поиск покупателей, торги, оформление доставки, а также подготовка всей необходимой документации;
  • во-вторых, расходы на снятие автомобиля с учета в Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) страховая компания не возмещает. Процесс оформления такого рода документов весьма трудоемкий и затратный по времени;
  • в-третьих, оставляя себе автомобиль, владелец существенно сокращает сумму страховых выплат, что не всегда целесообразно. Например, если рыночная стоимость машины составляет 2 000 000 руб., общая сумма вычета из страховых выплат будет равна приблизительно 740 000 руб. (вычет в размере 12% за годовой износ + вычет в размере 25% за годные остатки).

На что стоит обращать внимание, если признана полная гибель автомобиля по КАСКО?

Страховщики всячески стремятся сэкономить на выплатах при полной гибели авто по КАСКО и, к сожалению, не всегда легальными или гуманными методами. Однако существуют способы борьбы с такого рода мошенничеством.

Пример 1. Страховая компания необоснованно признает полную гибель автомобиля для сокращения страховых выплат.

Признание тотальной гибели транспортного средства, как правило, более выгодно для страховщика, нежели для автовладельца. Поэтому страховые фирмы стремятся при любых возможных обстоятельствах вынести вердикт «полная гибель автомобиля». Объясняется это тем, что страховые выплаты производятся с учетом износа, месячная сумма которого обычно составляет 1-3 % от общей суммы страхования.

Например, если сумма страховой компенсации равна 250 000 руб., а размер вычета за износ равен 1% в месяц, тогда общая сумма вычета за износ при ДТП по истечению 1 года после покупки страхового полиса составит 30 000 руб. (12 % от суммы страховых выплат). Таким образом, сумма страховых выплат существенно сокращается и обходится страховщику значительно дешевле, нежели возмещение стоимости ремонтных работ.

Способ борьбы: определение полной гибели автомобиля по КАСКО осуществляется только с согласия владельца транспортного средства. В противном случае владелец автомобиля имеет право подать иск в суд.

Пример 2. Страховая компания намеренно завышает стоимость остатков автомобиля, что в итоге негативно для клиента отражается на сумме страховых выплат.

Чем дороже оценены остатки транспортного средства после ДТП, тем меньше сумма страховых выплат по КАСКО. Соответственно, страховщики проводят экспертизу штатными специалистами или услугами партнерских компаний, которые заинтересованы в оценке стоимости остатков с приоритетом в сторону личной выгоды.

Так, например, известны случаи, когда страховщики выставляли годные автозапчасти на аукцион с подставными участниками, которые искусственными методами завышали их цену. Таким образом, в качестве вычета из страховых выплат использовались завышенные суммы, назначенные на аукционе.

Способ борьбы: найм независимого эксперта для оценки объективной стоимости остатков транспорта. Если после экспертизы будет обнаружена существенная разница в цене, владелец авто имеет право требовать компенсацию на основании независимой оценки. При отказе целесообразно подать иск в суд.

Обратите внимание! Как показывает практика судебных разбирательств по вопросам страхования, суд в таких вопросах чаще всего поддерживает сторону страхователя. Поэтому страховые компании стараются не доводить дело до суда и идут на уступки клиентам.

В большинстве случаев ущерб от ДТП определяется как расходы на восстановительный ремонт (с учетом износа запчастей или без такового). Иначе обстоит дело в случае полной гибели транспортного средства - когда транспортное средство уничтожено в натуре (например, сгорело), а также когда восстановительный ремонт автомобиля технологически затруднен и экономически не целесообразен.

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

Подходы к оценке экономической целесообразности ремонта и расчету величины причиненного ущерба разнятся в зависимости от вида страхования - ОСАГО или КАСКО.

Полная гибель транспортного средства в контексте ОСАГО наступает в случаях, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость (пп. «а» п. 18 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»). При этом следует иметь в виду, что, несмотря на однозначное указание закона о стоимости ремонта в 100 и более процентов от стоимости имущества, большинство экспертных методик констатируют полную гибель уже при достижении стоимости ремонта отметки в 80% цены автомобиля. Невозможность ремонта может быть установлена вообще без проведения расчета его стоимости на основании только осмотра транспортного средства, если к этому есть объективные показатели (нет смысла считать, во сколько обойдется ремонт полностью сгоревшего автомобиля).

Размер ущерба для целей ОСАГО при полной гибели определяется как действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Действительная стоимость имущества - это среднерыночная цена автомобиля на дату ДТП в доаварийном состоянии. Определяется, как правило, путем сравнения предложений на вторичном рынке по той же марке и модели транспортного средства с применением понижающих и повышающих коэффициентов.

Что такое годные остатки? Это непострадавшие в ДТП запасные части автомобиля, которые могут быть (потенциально) проданы на вторичном рынке. Единой методики оценки стоимости годных остатков не существует, что порождает широкое поле для злоупотреблений со стороны страховщиков. Страховым компаниям выгодно максимально дорого оценивать годные остатки, ведь их стоимость снижает размер страховой выплаты.

Кроме того, следует помнить, что лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО остается неизменным вне зависимости от того, наступила полная гибель или нет.

Приведем пример: в результате ДТП с двумя участниками пострадал автомобиль стоимостью 800 000 рублей. Стоимость восстановительного ремонта составила 820 000 руб., а стоимость годных остатков - 250 000 рублей. Размер ущерба составит 550 000 руб. (800 000 - 250 000 = 550 000), однако страховая выплата составит лишь 120 000 рублей в случае, если хотя бы один полис ОСАГО был выдан до 01.10.2014 г., и 400 000 рублей - если оба договора заключены после указанной даты. Разница между размером страховой выплаты и размером причиненного вреда в обоих случаях подлежит взысканию с виновника ДТП.

Иначе обстоят дела с полной гибелью ТС в страховании имущества - КАСКО. При заключении договора изначально устанавливается страховая сумма - предельный размер возможной страховой выплаты. При этом страховая сумма не может превышать действительную стоимость автомобиля на дату заключения договора, иначе говоря, авто за 1 000 000 рублей застраховать на 1 500 000 руб. не получится, как бы сильно этого не хотелось. Условия договора КАСКО формулируются в правилах страхования. Среди прочего там указывается пороговое соотношение стоимости восстановительного ремонта к страховой сумме, при достижении или превышении которого автомобиль будет считаться погибшим. Обычно это значение варьируется от 80 до 60%.

При наступлении страхового случая, когда стоимость ремонта превышает указанный в правилах процент страховой суммы, выплата страхового возмещения будет определяться исключительно по правилам полной гибели, независимо от воли сторон договора.

Если застрахованное имущество считается погибшим, страхователь должен выбрать один из двух вариантов дальнейшего развития событий: 1) отказаться от права собственности на автомобиль в пользу страховщика и получить страховое возмещение в размере полной страховой суммы или 2) оставить поврежденный автомобиль себе и получить страховое возмещение за вычетом стоимости годных остатков.

Второй вариант абсолютно идентичен ситуации в ОСАГО, описанной выше. Первый же вариант зачастую наиболее выгоден для страхователя, и потому заслуживает более подробного рассмотрения.

Во-первых, страхователь вправе отказаться от застрахованного автомобиля в пользу страховщика вне зависимости от того, предусмотрено ли это в правилах страхования, поскольку такая возможность прямо предусмотрена в Законе РФ «Об организации страхового дела» (ч. 5 ст. 10).

Во-вторых, на возможность отдать погибший автомобиль страховой компании никак не влияет наличие залога и мнение залогодержателя по этому поводу. С момента гибели вещи, являвшейся предметом залога, залог прекращается. Для того чтобы отказаться от права собственности на автомобиль в пользу страховщика, достаточно только письменного волеизъявления страхователя. Позиция выгодоприобретателя, являющегося залогодержателем, не выясняется.

В-третьих, годные остатки погибшего автомобиля при отказе от права собственности на них подлежат передаче только и исключительно страховщику. Страховым компаниям не выгодно принимать на свой баланс поврежденное «железо», поэтому случается, что представители страховщика уговаривают передать автомобиль третьему лицу - перекупщику по их указанию или выдать доверенность сотруднику страховой компании для совершения такой сделки. Такие требования абсолютно незаконны и соглашаться на них не следует ни в каких случаях.

В-четвертых, отказ от права собственности является односторонней сделкой и требует только соблюдения простой письменной формы. Не требуется заключать какие-либо дополнительные соглашения об урегулировании убытка со страховой компанией. Достаточно только однозначного выражения своей воли и собственноручной подписи. Передача годных остатков также не требует ни дополнительных соглашений, ни снятия транспортного средства с регистрационного учета в ГИБДД.

В-пятых, выбор варианта выплаты страхового возмещения не увеличивает сроки рассмотрения заявления и осуществления страховой выплаты, и уж тем более не отсчитывает их заново. Страховая компания должна осуществлять выплаты в сроки, установленные правилами страхования вне зависимости от способа определения размера ущерба. Ждать выплату по истечению предусмотренных правилами страхования сроков нет смысла ни дня!

В-шестых, при полной гибели автомобиля выплата по КАСКО должна производиться без уменьшения на амортизационный износ. Если страховщик применил любое значение износа, и размер выплаты отличается от размера указанной в договоре страховой суммы - ваши права нарушены.

Тема полной гибели транспортных средств на сегодняшний день приобретает новую актуальность: колебания курса рубля относительно основных валют удвоили цены на запчасти, что вкупе с преобладанием импортных автомобилей на дорогах страны резко повысило средний размер убытка. В таких условиях страховым компаниям выгодно стало не только занижать стоимость ремонта, как раньше, но и завышать его, чтобы искусственно создавать ситуацию «гибели» автомобиля и, в конечном итоге, платить меньше, чем должны. На руку страховщикам играет и отсутствие единой методики расчетов как стоимости автомобилей в доаварийном состоянии, так и определения стоимости годных остатков.

Если вы сомневаетесь в правильности расчета ущерба, выполненного страховой компанией или вторым участником ДТП, следует, не откладывая в долгий ящик, обратиться за юридической помощью. На сегодняшний день спорные вопросы, связанные со случаями полной гибели автомобилей, имеют однозначные и определенные решения в судебной практике. А это значит, что профессиональное участие квалифицированного специалиста в подобном деле не позволит вам ни остаться без причитающейся выплаты, ни переплатить по требованию «жадного» потерпевшего

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении