mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Лидер партии пср эсеры. Партия социалистов-революционеров (россия)

Социалистические революционные партии - Партии социалистов-революционеров (эсеры), РСДРП (большевики), РСДРП (меньшевики)

Способы решения главных вопросов революции

Большевики

Меньшевики

1. Политический строй

Демократическая республика

Власть рабочих и крестьян, переходящая в диктатуру пролетариата

Демократическая республика

Максимум демократических прав и свобод

Демократия только для трудящихся классов

Безусловный характер всех демократических прав и свобод

3. Крестьянский вопрос

Ликвидация помещичьего землевладения, передача её в собственность общин и раздел между крестьянами по трудовой или уравнительной норме

Национализация всей земли и раздел её между крестьянами по трудовой или уравнительной норме

Муниципализация земли, то есть передача ее местным органам власти с послелуюшей арендой крестьянами

4. Рабочий вопрос

Производственные коммуны по всей стране с широким народным самоуправлением

Рабочий класс - гегемон революции и творец нового социалистического общества, защита его интересов - высшая цель партии

Защита интересов рабочего класса от произвола капиталистов, предоставление ему всех политических прав и социальных гарантий

5. Национальный вопрос

Федерация свободных республик

Право наций на самоопределение, федеративный принцип устройства государства

Право на культурно-национальную автономию

Либеральные демократические партии - Союз 17 октября (октябристы) и Партия конституционных демократов (кадеты)

Способ решения главных проблем России

Октябристы

1. Политический строй

Конституционная монархия по образцу Германии

Парламентская монархия по образцу Англии

2. Политические права и свободы

Максимум политических прав и свобод при сохранении прочного государственного порядка и единства страны

Максимум демократических прав и свобод вплоть до провозглашения республики

3. Аграрный вопрос

Решение крестьянского вопроса в русле Столыпинской аграрной реформы

Требование об отчуждении части помещичьих земель за выкуп, приемлемый для крестьян

4. Рабочий вопрос

Невмешательство государства во взаимоотношения предпринимателей и наёмных рабочих, право последних на забастовки, за исключением стратегически важных предприятий

Создание при участии государства примирительных камер для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями, право рабочих на стачки и забастовки

5. Национальный вопрос

Сохранение унитарного российского государства с небольшой автономии для Польши и Финляндии

Программа культурно-национальной автономии, предоставляющей полную свободу культурного развития для всех народов при сохранении территориальной целостности страны

Вопрос о программе начал обсуждаться в эсеровской среде еще ле­том 1902 г., а ее проект (четвертый вариант) был опубликован лишь в мае 1904 г. в № 46 “Революционной России”. Проект с незначитель­ными изменениями был утвержден в качестве программы партии на ее первом съезде в начале января 1906 г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего ее существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем. Однако в народническую доктрину об особом пути России к социализму эсеры внесли суще­ственные коррективы, обусловленные теми изменениями, которые произошли как в России, так и в мировом социалистическом движении к началу XX в. Отвергнув марксистский принцип материалистического монизма, считавший уровень развития производительных сил за “пер­вопричину”, “конечный счет” всех других общественных явлений, ав­торы программы придерживались при ее составлении метода эмпириокритицизма, сводившегося к выявлению взаимозависимости и функциональных связей между всей совокупностью фактов и явлений. В эсеровской программе можно выделить четыре основных блока. Первый из них посвящен анализу тогдашнего капитализма; второй - противостоящему ему международному социалистическому движению; в третьем - давалась характеристика своеобразных условий развития социалистического движения в России; в четвертом - обосновывалась конкретная программа этого движения с последовательным изло­жением пунктов, затрагивавших каждую сферу общественной жизни: государственно-правовую, хозяйственно-экономическую и культурную.

При анализе капитализма особое внимание обращалось на соот­ношение его отрицательных (разрушительных) и положительных (созидательных) сторон. Этот пункт был одним из центральных в эсе­ровской экономической доктрине. Отрицательные стороны связывались с функцией “собственно капиталистической формы эксплуатации производительных сил”, а положительные - с функцией “самого со­держания”, т. е. с ростом самих производительных сил. Соотношение этих сторон считалось более благоприятным в области индустрии и в индустриально развитых странах и менее благоприятным - в зем­леделии и в аграрных странах. Согласно этой теории, чем бла­гоприятнее было названное соотношение, тем более творческую, созидательную роль играет капитализм, тем активнее он обобщест­вляет производство, подготавливает материальные предпосылки для будущего социалистического строя, содействует развитию и объединению промышленного пролетариата. Российский капитализм, по мнению эсеров, характеризовался наименее благоприятным соот­ношением “между творческими, исторически прогрессивными и тем­ными, хищнически-разрушительными тенденциями”. В российской деревне разрушительная роль капитализма считалась преобладающей. Как нетрудно заметить, старонародническая догма о регрессивности капитализма в России в итоге не отрицалась, а лишь корректирова­лась, ее применимость сужалась областью земледелия.

И группировка социальных сил в стране определилась, как считали эсеры, неблагоприятным соотношением положительных и отрицатель­ных сторон капитализма, существованием самодержавно-полицейского режима, сохранением патриархальности. В отличие от социал-демок­ратов эсеры видели в этой группировке не три, а два лагеря. Один из них, под эгидой самодержавия, объединял дворянство, буржуазию и высшую бюрократию, другой - промышленный пролетариат, тру­довое крестьянство и интеллигенцию.

Дворянско-землевладельческий класс определялся как первая и главная опора русского самодержавия. Он сохранял за собой все былые привилегии первенствующего сословия, за исключением права владеть живыми душами. Тем не менее в пореформенный период почва постоянно ускользала из-под его ног. Он терял свое основное богатство - землю, уменьшалась его численность, падала, его роль в экономике, культуре, идейной жизни общества. Лучшие, более или менее прог­рессивно настроенные его представители уходили из этого класса” В его среде приобретали все больший политический вес крайне реакционные элементы, так называемые “зубры”. Дворянско-земле-владельческий класс все более превращался в “почетных государст­венных нахлебников и приживальцев”, становился объектом презрения и ненависти общественных сил, стремившихся к переменам. Чувствуя свою историческую обреченность, он все теснее льнул к деспотической власти, поддерживал и вдохновлял ее реакционную политику.

Принадлежность к вышеназванному, первому, лагерю буржуазии, ее консервативность эсеры объясняли прежде всего ее сравнительной исторической молодостью, политической незрелостью и особенностями происхождения. В Европе абсолютизм был во многом обязан буржу­азии своей победой над феодализмом; в России же, наоборот, бур­жуазия всем была обязана абсолютизму: ни в одной стране, кроме России, правительственная политика “фабрикации фабрикантов” не достигала столь большого размаха. Буржуазия была поистине баловнем власти. Ей предоставлялись различные привилегии: субсидии, пособия, вывозные премии, гарантии доходности, казенные заказы, пок­ровительственные пошлины и т. д. С самого своего зарождения российская буржуазия отличалась чрезмерной концентрированностью, что служило основой для появления у нее олигархических тенденций, вело к обособлению ее в особый, замкнутый, оторванный даже от мел­кой бужуазии социальный слой.

Синдицирование промышленности, пришедшее вместе с иностран­ным капиталом, укрепило связи организаций буржуазии с правитель­ством. На экспертизу и заключение этих организаций нередко передавались правительственные законодательные предположения. Таким образом, у торгово-промышленной верхушки было некоторое подобие своей “неписаной конституции”, которая в экономическом плане была даже выгоднее, чем конституция для всех. Этими обсто­ятельствами во многом объяснялся аполитизм этого слоя, стремление не конфликтовать с правящим режимом. Сказывалось и то, что внут­ренний рынок был сравнительно узким. На внешнем рынке российский капитал не мог свободно конкурировать с капиталом развитых стран. На новых территориях он мог чувствовать себя спокойно лишь тогда, когда они оказывались в составе Российского государства, под защитой его высоких таможенны пошлин. Империалистические же аппетиты российской буржуазии могли быть осуществлены только военной мощью самодержавия. Консервативность русской буржуазии опреде­лялась и тем, что очень активно вел себя пролетариат, выступавший к тому же с самого начала под социалистическим знаменем.Опорой самодержавия, его непосредственным воплощением явля­лась высшая бюрократия. Она не была чуждой ни для дворянства, ни для буржуазии. Ее элитарный слой сливался с земельной аристок­ратией. Буржуазия, хорошо понимая значение “личной унии”, широко привлекала в правление своих предприятий, особенно крупных, акционерных, титулованных лиц, занимавших высокие посты в бю­рократической верхушке. При таком раскладе сил, учитывая ине­ртность и инфантильность, преобладавшие в среде дворянства и буржуазии, роль опекуна-диктатора играло самодержавие.

Для эсеров основным принципом деления общества на классы явля­лось не отношение к собственности, а источник дохода. В итоге в одном лагере оказывались те классы, для которых таким источником служила эксплуатация чужого труда, а в другом - классы, живущие своим тру­дом. К последним относились пролетариат, трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было, по мнению эсеров, “немного не всем”, в то время как по своему правовому и политическому положению - “чистым ничем”. “Все его отношения с внешним миром,- считал Чернов,- были окрашены в один цвет - данничества”. Впрочем, положение кре­стьянства было действительно настолько тяжелым, что признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке положения крестьянства, а прежде всего в том, что эсеры в отличие от марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными; эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к соиализму только через чистилище капитализма, через диффе­ренциацию на буржуазию и пролетариаты. Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической эволюции тру­дового крестьянства к социализму.

Упрощенным является распространенное в марксистской литера­туре мнение о том, что якобы эсеры, подобно старым народникам, считали крестьян социалистами по природе. В действительности эсеры лишь признавали, что “общинно-кооперативный мир деревни выра­батывал в ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкаю­щееся с идущей от передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма”. На этом представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.

Каким же виделся эсерам российский пролетариат? Они прежде всего отмечали, что но сравнению с голью и нищетой деревни городские рабочие жили лучше, но их уровень жизни был гораздо ниже, чем западноевропейского пролетариата. Российские рабочие не имели гражданских и политических прав; отсутствовали и законы, предус­матривавшие улучшение их положения. В связи с этим любые вы­ступления экономического характера приводили, как правило, к столкновению с властями, перерастали в политические. Поскольку у рабочих не было легальных профессиональных организаций, руковод­ство выступлениями рабочих осуществляли, как правило, нелегальные партийные организации.

Известно, что в период, наступивший после свержения монархии, самой влиятельной политической силой в России была партия эсеров - социалистов-революционеров (СР), насчитывавшая около миллиона своих последователей. Однако, несмотря на то что её представители занимали ряд видных постов в правительстве страны, а программа поддерживалась большинством граждан, эсерам так и не удалось удержать власть в руках. Революционный 1917 год стал периодом их триумфа и началом трагедии.

Зарождение новой партии

В январе 1902 года издававшаяся за рубежом подпольная газета «Революционная Россия» известила своих читателей о появлении на политическом горизонте новой партии, члены которой именуют себя социал-революционерами. Едва ли это событие получило в тот момент существенный резонанс в обществе, поскольку в тот период, часто появлялись и исчезали подобные ей структуры. Тем не менее, создание партии эсеров стало знаменательной вехой в отечественной истории.

Несмотря на публикацию 1902 года, её создание произошло значительно раньше, чем было объявлено в газете. Ещё за восемь лет до этого в Саратове образовался нелегальный революционный кружок, имевший тесную связь с местным отделением партии Народная воля, доживавшим к тому времени свои последние дни. Когда же оно было окончательно ликвидировано охранкой, члены кружка стали действовать самостоятельно и через два года выработали свою программу.

Первоначально она распространялась в виде листовок, отпечатанных на гектографе - весьма примитивном печатном устройстве, позволявшем тем не менее делать необходимое количество оттисков. В виде брошюры этот документ увидел свет лишь в 1900 году, изданный в типографии одного из появившихся к тому времени заграничных отделений партии.

Слияние воедино двух ветвей партии

В 1897 году члены саратовского кружка, руководимые Андреем Аргуновым, перебрались в Москву и на новом месте стали именовать свою организацию Северным союзом социалистов-революционеров. Вводить в название это географическое уточнение им пришлось, поскольку аналогичные организации, члены которых также именовали себя социалистами-революционерами, появились к тому времени в Одессе, Харькове, Полтаве и ряде других городов. Они в свою очередь стали называться Южным союзом. В 1904 году эти две ветви единой, по существу, организации слились, в результате чего и образовалась хорошо известная всем партия эсеров. Возглавлялась она бессменным лидером Виктором Черновым (его фото представлено в статье).

Задачи, которые ставили перед собой эсеры

Программа партии социал-революционеров имела ряд пунктов, отличавших её от большинства существовавших тогда политических организаций. Среди них были:

  1. Образование Российского государства на федеральной основе, при котором оно будет состоять из независимых территорий (субъектов федерации), имеющих право на самоопределение.
  2. Всеобщее избирательное право, распространяющееся на граждан, достигших 20 лет, независимо от пола, национальности и религиозной принадлежности;
  3. Гарантия соблюдения основных гражданских свобод, таких как свобода совести, слова, печати, объединений, союзов и т. д.
  4. Бесплатное народное образование.
  5. Сокращение рабочего дня до 8 часов.
  6. Реформа вооружённых сил, при которой они перестают быть постоянной государственной структурой.
  7. Разграничение церкви и государства.

Кроме этого, программа включала в себя ещё несколько пунктов, повторявших, по своей сути, требования иных политических организаций, стремившихся к власти, так же как и эсеры. Высшим органом партийной власти социал-революционеров являлись Съезды, а между ними все текущие вопросы решались Советами. Основным лозунгом партии был призыв «Земля и воля!»

Особенности аграрной политики эсеров

Из всех существовавших на тот период политических партий эсеры выделялись своим отношением к решению аграрного вопроса и к крестьянству в целом. Этот самый многочисленный в дореволюционной России класс, был, по мнению всех социал-демократов, и большевиков в том числе, настолько отсталым и лишённым политической активности, что мог рассматриваться лишь как союзник и подспорье пролетариату, которому отводилась роль «локомотива революции».

Социал-революционеры придерживались иной точки зрения. По их мнению, революционный процесс в России должен начаться как раз в деревне и уже затем перекинуться в города и промышленно развитые районы. Поэтому в преобразовании общества крестьянам отводилась едва ли не ведущая роль.

Что же касается земельной политики, здесь эсеры предложили свой отличный от других путь. Согласно их партийной программе, вся сельскохозяйственная земля подлежала не национализации, как к тому призывали большевики, и не раздаче в собственность индивидуальным владельцам, как предлагали меньшевики, а обобществлялась, и переходила в распоряжение местных органов самоуправления. Такой путь они называли социализацией земли.

При этом законодательно запрещалось её частное владение, а также купля и продажа. Конечный же продукт подлежал распределению, в соответствии с установленными потребительскими нормами, находившимися в прямой зависимости от количества вложенного труда.

Эсеры в годы Первой русской революции

Известно, что партия социалистов-революционеров (эсеры) весьма скептически отнеслась к Первой русской революции. По мнению её руководителей, она не являлась буржуазной, поскольку этот класс был не способен возглавить новое создаваемое общество. Причины этого кроются в реформах Александра II, открывшего широкий путь развитию капитализма. Не считали они её и социалистической, а придумали новый термин - «социальная революция».

Вообще, теоретики социал-революционной партии полагали, что переход к социализму должен осуществиться мирным - реформаторским путём без каких-либо социальных потрясений. Тем не менее, значительное число эсеров приняло активное участие в боях Первой русской революции. Общеизвестна, например, их роль в восстании на броненосце «Потёмкин».

Боевая организация эсеров

Любопытен парадокс, заключающийся в том, что при всех своих призывах к мирному и ненасильственному пути преобразований партия эсеров запомнилась прежде всего своей террористической деятельностью, начавшейся сразу после её создания.

Уже в 1902 году была создана её боевая организация, насчитывавшая тогда 78 человек. Первым её руководителем являлся Григорий Гершуни, затем на разных этапах этот пост занимали Евно Азеф и Борис Савинков. Признано, что из всех известных террористических формирований начала XX века, эта организация являлась самой результативной. Жертвами совершённых актов, становились не только высокопоставленные чиновники царского правительства и представители правоохранительных органов, но также и политические противники из числа других партий.

Кровавый путь боевой организации эсеров был начат в апреле 1902 года убийством министра внутренних дел Д. Сипягина и покушением на обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева. Затем последовал ряд новых терактов, наиболее известными из которых является убийство царского министра В. Плеве, осуществлённое в 1904 году Егором Сазоновым, и дяди Николая II - великого князя Сергея Александровича, совершённое в 1905 году Иваном Каляевым.

Пик террористической деятельности эсеров приходится на 1905-1907 годы. По имеющимся данным, лидер партии эсеров В. Чернов и руководство боевой группы несут ответственность за совершение лишь в этот период 223 терактов, в результате которых было убито 7 генералов, 33 губернатора, 2 министра и московский генерал-губернатор. Эта кровавая статистика была продолжена и в последующие годы.

События 1917 года

После Февральской революции как политическая партия эсеры стали самой влиятельной общественной организацией России. Их представители занимали ключевые посты во многих вновь образованных правительственных структурах, а общий состав достиг миллиона человек. Однако, несмотря на быстрый взлёт и популярность основных положений своей программы у населения России, партия эсеров вскоре упустила из рук политическое лидерство, и власть в стране захватили большевики.

Сразу после октябрьского переворота лидер партии эсеров В. Чернов совместно с членами ЦК обратился с воззванием ко всем политическим организациям России, в котором охарактеризовал действия сторонников Ленина, как безумство и преступление. Тогда же на внутрипартийном совещании был создан координационный комитет для организации борьбы с узурпаторами власти. Его возглавил видный эсер Абрам Гоц.

Однако не все члены партии однозначно отнеслись к происходящему, и представители её левого крыла выразили поддержку большевикам. С этого времени партия левых эсеров по многим вопросам пыталась претворить в жизнь свою политику. Это вызвало раскол и общее ослабление организации.

Между двух огней

В годы Гражданской войны эсеры пытались бороться как с красными, так и с белыми, попеременно вступая в союз то с одними, то с другими. Лидер партии эсеров, в начале войны заявивший, что из двух зол большевики - всё же меньшее, очень скоро стал указывать на необходимость совместных действий с белогвардейцами и интервентами.

Разумеется, союз с эсерами никто из представителей основных противоборствовавших сторон не принимал всерьёз, понимая, что, как только обстоятельства изменятся, вчерашние союзники могут переметнуться в лагерь противников. И таких примеров в ходе войны было немало.

Разгром партии эсеров

В 1919 году, желая наиболее полно использовать потенциал, который имела в себе партия эсеров, правительство Ленина приняло решение о её легализации на подконтрольных ей территориях. Однако ожидаемого результата это не принесло. Эсеры не прекращали своих выпадов по адресу большевистского руководства и тех методов борьбы, к которым прибегала возглавляемая ими партия. Большевиков и эсеров не смогла примирить даже опасность, исходившая от их общего врага.

В результате временное перемирие скоро сменилось новой полосой арестов, вследствие чего, к началу 1921 года ЦК партии социал-революционеров практически прекратил своё существование. Часть его членов была к тому времени убита (М. Л. Коган-Бернштейн, И. И. Тетеркин и др.), многие эмигрировали в Европу (В. В. Самохин, Н. С. Русанов, а также лидер партии В. М. Чернов), а основная масса находилась в тюрьмах. С этого времени эсеры, как партия, перестали представлять собой реальную политическую силу.

Годы эмиграции

Дальнейшая история эсеров неразрывно связана с русской эмиграцией, ряды которой интенсивно пополнялись в первые послереволюционные годы. Попав за рубеж после разгрома партии, начавшегося ещё в 1918 году, эсеры были встречены там своими однопартийцами, обосновавшимися в Европе, и создавшими там иностранный отдел ещё задолго до революции.

После того как в России партия оказалась под запретом, эмигрировать были вынуждены все уцелевшие и оставшиеся на свободе её члены. Они осели, главным образом, в Париже, Берлине, Стокгольме и Праге. Общее руководство деятельности иностранных ячеек осуществлял бывший глава партии Виктор Чернов, покинувший Россию в 1920 году.

Газеты, которые издавали эсеры

Какая партия, оказавшись в эмиграции, не имела своего печатного органа? Не стали исключением и социал-революционеры. Ими выпускался целый ряд периодических изданий, таких как газеты «Революционная Россия», «Современные записки», «За народ!» и некоторые другие. В 20-е годы их удавалось нелегально переправлять через границу, и поэтому публиковавшийся в них материал был ориентирован на российского читателя. Но в результате усилий, предпринятых советскими спецслужбами, каналы доставки вскоре оказались перекрыты, и все тиражи газет стали распространяться среди эмигрантов.

Многие исследователи отмечают, что в статьях, публиковавшихся в эсеровских газетах, год от года менялась не только риторика, но и общая идеологическая направленность. Если вначале партийные лидеры стояли, главным образом, на прежних позициях, муссируя всё ту же тему создания в России бесклассового общества, то в конце 30-х годов, они открыто заявляли о необходимости возврата к капитализму.

Послесловие

На этом практически и завершили свою деятельность эсеры (партия). 1917 год вошёл в историю, как наиболее успешный период их деятельности, вскоре уступивший место безуспешным попыткам найти своё место в новых исторических реалиях. Не выдержав борьбы с более сильным политическим противником в лице РСДРП(б), возглавляемой Лениным, они были вынуждены навсегда уйти с исторической сцены.

Однако в Советском Союзе ещё многие годы в принадлежности к партии эсеров и пропаганде её идеологии обвинялись люди, не имевшие к этому никакого отношения. В обстановке тотального террора, охватившего страну, само слово «эсер» употреблялось как обозначение врага и в качестве ярлыка навешивалось явным, а чаще мнимым оппозиционерам для незаконного их осуждения.

Партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание . Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Программа партии

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского , П. Л. Лаврова , Н. К. Михайловского .

Проект программы партии был опубликован в мае г. в № 46 «Революционной России» . Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов .

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества , сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым то есть обпеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию . Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина : свобода совести , слова , печати, собраний , союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение . Эсеры раньше, чем социал-демократы , выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902-1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».

История партии

Дореволюционный период

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 году в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 - в «Союз эсеров». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия » объявила о создании партии. В неё влилась женевская «Аграрно-Социалистическая лига».

В апреле 1902 г. террористическим актом против министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров. БО являлась самой законспирированной частью партии. За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908) являлись организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.

В 1905-1906 годах из партии вышло её правое крыло, образовавшее Партию Народных Социалистов и отмежевалось левое крыло - Союз Социалистов-Революционеров-Максималистов .

В годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период было осуществлено 233 теракта, с 1902 по 1911 год - 216 покушений.

Партия официально бойкотировала выборы в Государственную Думу 1-го созыва , участвовала в выборах в Думу 2-го созыва , в которую было избрано 37 депутатов-эсеров, а после её роспуска снова бойкотировала Думу 3-го и 4-го созывов.

Во время мировой войны в партии сосуществовали течения центристское и интернационалистское; последнее вылилось в радикальную фракцию левых эсеров (руководитель - М. А. Спиридонова), позже примкнувших к большевикам.

Партия в 1917 году

Партия эсеров активно участвовала в политической жизни Российской Республики 1917 года, блокировалась с меньшевиками-оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 в партии было около 1 млн чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии.

После Октябрьской революции 1917 г. партии социалистов-революционеров удалось провести в России лишь один съезд (IV, ноябрь - декабрь 1917 г.), три Совета партии (VIII - май 1918 г., IX - июнь 1919 г., X - август 1921 г.) и две конференции (в феврале 1919 г. и в сентябре 1920-го).

В состав Центрального Комитета на IV съезде ПСР было избрано 20 членов и 5 кандидатов: Н. И. Ракитников, Д. Ф. Раков, В. М. Чернов , В. М. Зензинов , Н. С. Русанов, В. В. Лункевич, М. А. Лихач, М. А. Веденяпин, И. А. Прилежаев, М. И. Сумгин, А. Р. Гоц , М. Я. Гендельман, Ф. Ф. Федорович, В. Н. Рихтер, К. С. Буревой, Е. М. Тимофеев, Л. Я. Герштейн, Д. Д. Донской, В. А. Чайкин, Е. М. Ратнер, кандидаты - А. Б. Ельяшевич, И. И. Тетеркин, Н. Н. Иванов, В. В. Сухомлин, М. Л. Коган-Бернштейн.

Партия в Совдепии

«Правые эсеры» были исключены из Советов всех уровней 14 июня 1918 г. решением ВЦИК. «Левые эсеры» сохраняли легальность до событий 6-7 июля 1918. По многим политическим вопросам «левые эсеры» расходились с большевиками-ленинцами. Такими вопросами были: Брестский мир и аграрная политика, прежде всего продразверстка и комбеды . 6 июля 1918 лидеры левых эсеров, присутствовашие на V съезде советов в Москве были арестованы, а партия запрещена (См. Левоэсеровские восстания (1918)).

К началу 1921 года ЦК ПСР фактически прекратил свою деятельность. Эсеры ещё в июне 1920 года сформировали Центральное Организационное Бюро, куда наряду с членами ЦК вошли некоторые видные члены партии. В августе 1921 года в связи с многочисленными арестами руководство в партии окончательно перешло к Центральному Бюро. К тому времени часть членов ЦК, избранного на IV съезде, погибли (И. И. Тетеркин, М. Л. Коган-Бернштейн), добровольно вышли из состава ЦК (К. С. Буревой, Н. И. Ракитников, М. И. Сумгин), уехали за границу (В. М. Чернов, В. М. Зензинов, Н. С. Русанов, В. В. Сухомлин). Оставшиеся в России члены ЦК ПСР почти поголовно находились в тюрьмах. В 1922 году «контрреволюционная деятельность» эсеров была «окончательно всенародно разоблачена» на московском процессе членов ЦК с.-р. партии (Гоца , Тимофеева и др.), несмотря на защиту их лидерами II Интернационала . По итогам этого процесса лидеры партии (12 человек) были условно приговорены к смертной казни.
Из всех лидеров левых эсеров спастись удалось лишь наркому юстиции в первом послеоктябрьском правительстве Штейнбергу. Остальные многократно арестовывались, долгие годы находились в ссылке, а в годы «Большого террора» были расстреляны .

Эмиграция

Начало эсеровской эмиграции положил отъезд Н. С. Русанова и В. В. Сухомлина в марте-апреле 1918 г. в Стокгольм, где они с Д. О. Гавронским образовали Заграничную Делегацию ПСР. Несмотря на то, что руководство ПСР крайне отрицательно относилось к наличию значительной эсеровской эмиграции, за границей в конце концов оказалось довольно много видных деятелей ПСР, в том числе В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Е. К. Брешко-Брешковская, М. В. Вишняк, В. М. Зензинов, Е. Е. Лазарев, О. С. Минор и другие.

Центрами эсеровской эмиграции стали Париж, Берлин и Прага. в 1923 г. состоялся первый съезд заграничных организаций ПСР, в 1928 г. - второй. С 1920 г. начинается выход периодических изданий партии за границей. Огромную роль в налаживании этого дела сыграл В. М. Чернов, уехавший из России в сентябре 1920 г. Сначала в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а затем в Берлине Чернов организовал издание журнала «Революционная Россия» (название повторяло заголовок центрального органа партии в 1901-1905 гг.). Первый номер «Революционной России» вышел в декабре 1920 г. Журнал издавался в Юрьеве (ныне Тарту), Берлине, Праге. Помимо «Революционной России» эсеры издавали в эмиграции ещё несколько печатных органов. В 1921 году в Ревеле вышло три номера журнала «За народ!» (официально он не считался партийным и именовался «рабоче-крестьянско-красноармейским журналом»), журналы политики и культуры «Воля России» (Прага, 1922-1932), «Современные записки » (Париж, 1920-1940) и другие, в том числе на иностранных языках. В первой половине 1920-х годов большинство этих изданий было ориентировано на Россию, куда нелегально доставлялась большая часть тиража. С середины 1920-х годов связи Заграничной Делегации ПСР с Россией слабеют, и эсеровская печать начинает распространяться главным образом в эмигрантской среде.

Литература

  • Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1913 (5-е изд.).
  • Эльцин Б. М. (ред.) Политический словарь. М.; Л.: Красная новь, 1924 (2-е изд.).
  • Дополненіе к Энциклопедическому словарю // В перепечатке 5-го издания «Энциклопедического словаря» Ф. Павленкова, Нью-Йорк, 1956.
  • Radkey O.H. The Sickle under the Hammer: The Russian Socialist Revolu-tionaries in the Early Months of Soviet Rule. N.Y.; L.: Columbia University Press, 1963. 525 p.
  • Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции: Исторический очерк / К. В. Гусев. М.: Мысль, 1975. - 383 с.
  • Гусев К. В. Рыцари террора. М.: Луч, 1992.
  • Партия социалистов-революционеров после октябрьского переворота 1917 года: Документы из архива П. С.-Р. / Собрал и снабдил примечаниями и очерком истории партии в пореволюционный период Marc Jansen. Amsterdam: Stichting beheer IISG, 1989. 772 с.
  • Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. / М. И. Леонов. М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.
  • Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
  • Морозов К. Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 2005. 736 с.
  • Суслов А. Ю. Социалисты-революционеры в Советской России: источники и историография / А. Ю. Суслов. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.

См. также

Внешние ссылки

  • Прайсман Л. Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы - М.: РОССПЭН, 2001. - 432 с.
  • Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. - М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
  • Инсаров Эсеры-максималисты в борьбе за новый мир

Ссылки и примечания

Партия социалистов-революционеров (ПСР , партия с.-р. , эсеры ) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией..Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Высший орган - Съезд Партии Социалистов-Революционеров, Совет Партии Социалистов-Революционеров

Исполнительный орган - Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Боевая организация партии социалистов-революционеров (эсеров) - террористическая организация, действовавшая в России в 1902-1911 годах. Входила в состав партии эсеров на правах автономной организации, насчитывала до 78 человек. В разное время её возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф, Борис Савинков. Эта организация была наиболее результативным террористическим формированием начала XX века, совершившим большое количество террористических актов против представителей правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников Российской империи, в том числе - убийства министров внутренних дел Сипягина и Плеве и великого князя Сергея Александровича.

48. Образование конституционно-демократической партии (кадеты) и партии «Союз 17 октября» (октябристы). Политические доктрины кадетов и октябристов. Парламентская деятельность.

адеты (Конституционно-демократическая партия)

Степанов С.А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – C. 75–84.

Статья представляет собой сокращенную версию лекции спецкурса «Политические партии России: 1905–1917 гг.» Автор рассматривает историю возникновения партии кадетов, являвшейся наиболее авторитетной политической партией либерального направления в дореволюционной России. В статье акцентируется внимание на периоде с октября 1905 г., когда была создана партия кадетов, до июня 1907 г., когда правительство распустило II Государственную думу. Анализ кадетской программы и тактических лозунгов позволяет прийти к выводу, что кадеты разделяли реформаторские взгляды. Партия кадетов выступала за постепенную эволюцию самодержавного строя и легальные методы политической борьбы. В отличие от партий радикального толка, кадеты не пользовались большим влияниям в массах.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении