mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Когнитивный диссонанс — теория и практика. Четыре категории диссонанса Что такое когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс - это психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, вызванным несоответствием или несостыковкой в сознании ряда противоречивых идей и понятий. Несмотря на сложность названия и определения, каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным. Иногда мы, сами того не зная, ввергаем себя в подобное состояние, но чаще это происходит по независимым от человека причинам.

Значение понятия

Когнитивный диссонанс - это психологическое явление, которое сопровождается возникновением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, зачастую в своих действиях человеку приходится либо пренебречь общественными установками, либо же поступиться личными принципами. Из-за этого возникает определенное разногласие между действием и убеждением.

В результате наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков или заблуждений, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. В ином случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы мнению окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

Когнитивный диссонанс - что это простыми словами?

Многие психологические понятия и термины не так просто понять и разобраться в их значении. Иногда требуется подробное разъяснение. Это касается также и такого явления, как когнитивный диссонанс. Что это простыми словами? Объяснение данного понятия намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Каждый человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное мнение касательно решения тех или иных ситуаций. Тем не менее не всегда удается решить ту или иную проблему на основании собственных представлений. Иногда человек идет наперекор собственному мнению, например в угоду мнению окружающих, общественным ценностям или же нормам закона. Такое несоответствие между мыслями и действиями носит название когнитивный диссонанс.

Иногда случается так, что индивид осознанно или неосознанно нарушает те или иные правила (или даже совершает преступление). В этом случае важно получить оправдание не только со стороны окружающих, но также и от самого себя. Таким образом, человек начинает искать или придумывать моменты, способные смягчить вину, чтобы ослабить внутреннее противоречие. Стоит также отметить, что подобные противоречия могут возникнуть не только у одного индивида, но также и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс также нередко возникает в том случае, когда человеку предстоит принять важное решение. Индивида одолевают сомнения, которые не проходят даже в том случае, когда окончательный выбор сделан. Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, чтобы перебирать в голове возможные варианты и их последствия.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:

  • несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений;
  • расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу;
  • дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством;
  • несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации.

Автор теории

Автор теории когнитивного диссонанса - Леон Фестингер. Это учение было представлено в 1957 году и имело своей целью объяснить сущность, причины, а также закономерности данного явления. Автор рассматривал данное понятие как явление несоответствия между различными мыслями и идеями индивида (или коллектива).

Смотрите видео: "Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера"

Гипотезы теории

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных гипотезах, которые звучат следующим образом:

  • ввиду того что возникновение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пытаться преодолеть данное несоответствие;
  • из первого пункта можно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать ситуаций, которые могут ввергнуть его в подобное состояние.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но также и поясняет пути выхода из данного состояния. Кроме того, ученый рассматривает ряд реальных случаев, которые являются наиболее типичными примерами в психологии.

Суть теории

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида. Можно сказать, что именно идеи и убеждения во многом влияют на действия человека, а также на его жизненную позицию. Таким образом, нельзя трактовать знания только лишь как набор определенных фактов. Это прежде всего мотивационные факторы, которые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных ситуациях.

Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них - это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, а также отношения к ним. Вторая - это аффект, то есть реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, когда человек перестает находить связь или ощущает внутренние противоречия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться или же испытывать угрызений совести. Причем произойти это может спустя значительный промежуток времени. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку или же некоторые факты, которые могут смягчить его вину.

Как уменьшить диссонанс?

Состояние когнитивного диссонанса вызывает психологический дискомфорт, от которого индивид, вполне естественно, старается избавиться (или же, по крайней мере, несколько уменьшить неприятные ощущения). Существует несколько способов, которые позволяют добиться облегчения противоречивого состояния, а именно:

  • изменить линию своего поведения (если вы чувствуете, что поступаете неправильно, или же действуете вразрез своим убеждениям, стоит направить свои усилия в противоположное русло, если это представляется возможным в данном конкретном случае);
  • переубедить себя (имеется в виду поиск оправдания своим поступкам, чтобы уменьшить их виновность или же вовсе сделать их правильными в своем понимании);
  • фильтровать информацию (чтобы не ощущать внутренних противоречий, стоит воспринимать только положительные данные, а весь негатив не воспринимать серьезно или же вовсе обходить стороной);
  • принять во внимание все сведения и факты о сложившейся ситуации, составить представление о ней, после чего построить новую линию поведения, которая будет считаться единственно правильной.

Как избежать диссонанса

Поскольку явление когнитивного диссонанса ассоциируется с дискомфортом и психологическим напряжением, многие предпочитают предотвратить данное состояние, нежели потом бороться с его последствиями. Одним из самых доступных способов добиться этого является избегание любой негативной информации, которая может противоречить вашим личным убеждениям или же сложившейся ситуации. Этот метод вписывается в концепцию психологической защиты, которая была разработана Зигмундом Фрейдом, а позже развивалась его последователями.

В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете. При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию.

Один из самых распространенных и доступных способов справиться с диссонансом является принятие действительности и адаптация к ней. В связи с этим стоит убедить себя в том, что ситуация приемлема. Кроме того, если явление носит долгосрочный характер, то психологическая работа должна быть направлена на то, чтобы изменить собственные убеждения

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

В жизни реальной достаточно часто можно столкнуться с такими явлениями, которые вызывают ощущение противоречивости или несоответствия убеждений реальной ситуации. Это и есть когнитивный диссонанс. Примеры их достаточно многочисленны.

Самый простой пример - это золотой медалист и троечник, которые поступили в университет. Вполне логично, что от первого преподаватели ожидают высоких результатов и достойного уровня знаний, а на второго не возлагают особых надежд. Тем не менее, может сложиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно и неполно, а троечник, напротив, даст грамотный осмысленный ответ. В данном случае у преподавателя наступает когнитивный диссонанс ввиду того, что его убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.

Еще один пример, приведенный психологом А. Леонтьевым, иллюстрирует желание уменьшить дискомфорт. Так, заключенных революционеров принуждали копать ямы в качестве наказания. Естественно, узникам данное занятие было неприятно и даже отвратительно. Чтобы снизить ощущение психологического дискомфорта, многие придавали своему действию новый смысл, а именно - причинение вреда действующему режиму.

Также когнитивный диссонанс может быть рассмотрен применительно к людям, имеющим вредные привычки (например, курильщикам, или тем, которые злоупотребляют алкоголем. Вполне естественно, что все они рано или поздно осознают вред данных явлений для своего организма. В таком случае существует два сценария. Либо индивид пытается всеми доступными способами избавиться от вредной привычки, либо же начинает искать себе оправдания, которые в его сознании могут перевесить возможный вред, который будет нанесен здоровью.

Еще один пример также связан с типичной жизненной ситуацией. Так, например, вы видите на улице нищего, который просит подаяние, но по его внешнему виду вы можете сказать, что он не совсем заслуживает денег или же не так сильно нуждается в них (а может он потратиться не на продукты или лекарства, а на алкоголь или сигареты). Тем не менее под действием своих жизненных принципов или моральных норм вы не можете пройти мимо такого человека. Таким образом, под руководством общественных устоев вы совершаете то, чего не хотите.

Иногда случается так, что перед ответственным экзаменом студент попросту не готовится к нему. Это может быть связано с ленью, состоянием здоровья, непредвиденными обстоятельствами и так далее. Таким образом, понимая свою ответственность за результат и осознавая возможные последствия, индивид, тем не менее, не предпринимает никаких попыток выучить конспект.

Когнитивному диссонансу часто подвергаются девушки, которые стремятся похудеть и мучают себя диетами. Если в это время им захочется съесть, например, пирожное, то это будет противоречить поставленным целям и общим представлениям о правильном питании. Здесь возможно несколько вариантов решения проблемы. Можно продолжать настаивать на своем и отказать себе в сладком, а можно и вовсе прекратить диету, убедившись, что вы и так неплохо выглядите. Также можно сделать для себя единоразовую поблажку, которая позже будет возмещена голоданием или физическими нагрузками.

Вывод

Рассмотрением проблематики когнитивного диссонанса занимались многие ученые и психологи. Особенно стоит уделить внимание работам Леона Фестингера, а также Зигмунда Фрейда и его последователей. Их теории являются наиболее полными и содержат не только информацию о самом явлении и его причинах, но также и о способах решения проблемы.

Стоит отметить, что теория, которая описывает явление когнитивного диссонанса относится к мотивационным. Противоречие, возникающее в результате несоответствия убеждений и желаний реальным действиям, во многом влияет на то, каким будет поведение индивида в дальнейшем. Он может смириться с ситуацией и постараться пересмотреть свои идеи, что несколько уменьшит состояние диссонанса, а может прибегнуть к попыткам объяснить или оправдать свое поведения, избегая реальные данные и факты (оградив себя от внешнего мира).

Чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворёнными. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на периодическое появление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Тем не менее, обладать элементарными нужно каждому человеку, ведь это поможет ему лучше узнать, в первую очередь, себя самого.

Итак, что такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?

Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: вы стоите на улице и видите двух человек – солидного мужчину и бродягу. У вас есть своё представление о каждом из них: солидный мужчина представляется интеллигентным, воспитанным, джентльменом, а бродяга – скорее, полной его противоположностью. Но вот у приятного мужчины звонит телефон, он отвечает на звонок и начинает громко разговаривать, употребляя массу нецензурных выражений, плюясь на тротуар и совершенно не обращая внимания на окружающих. В то же время бродяга подходит к вам, и достойным настоящего интеллигентного человека тоном интересуется у вас о том, который час и как ему пройти по такому-то адресу. Как минимум, вы будете удивлены и обескуражены таким положением вещей – противоположные представления и убеждения только что столкнулись в вашем сознании. Это и есть когнитивный диссонанс.

Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами :

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта.
  • Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить.

Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут разными:

  • Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
  • Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
  • Незнакомые человеку традиции и обычаи других народов
  • Логическое несоответствие каких-либо фактов

Влияние когнитивного диссонанса часто недооценивается, в то время как на самом деле оно очень серьёзно. Как уже говорилось, само это состояние возникает при несоответствии знаний человека. Поэтому, к примеру, для принятия решения человек иногда должен оставить в стороне свои знания и поступить как-то иначе, что, в свою очередь, создаёт несоответствие между тем, что он думает, и тем, что он делает. Результатом этого становится изменение установок, что просто необходимо и неизбежно для того, чтобы знания человека были согласованы. Именно это служит катализатором того, что многие люди часто оправдывают какие-то свои поступки, мысли, ошибки и действия, изменяя свои убеждения в угоду им, ведь это нейтрализует внутриличностный конфликт.

Когнитивный диссонанс, в зависимости от ситуации, имеет свойство становиться сильнее или слабее. Например, в ситуации, когда человек помогает человеку, которому это особо не нужно, степень диссонанса минимальна, но в случае, если человек понимает, что должен срочно приступать к важной работе, но занимается чем-то посторонним, степень будет выше. Интенсивность состояния диссонанса напрямую зависит от важности выбора, стоящего перед человеком. Однако любой факт диссонанса мотивирует человека на его устранение . Способов это сделать существует несколько:

  • Изменить тактику своих действий
  • Изменить свои убеждения
  • Критически оценивать новую информацию

Ситуация для примера: человек стремится к обретению спортивного телосложения. Это красиво, приятно, позволяет чувствовать себя хорошо, и здоровье станет крепче. Чтобы он должен начать заниматься, посещать спортзал, регулярно ходить на тренировки, правильно питаться, соблюдать режим и т.п. Если человек не делал этого раньше, он должен, во что бы то ни стало начать, либо найти множество причин, по которым ему это не нужно, и он не станет этим заниматься: нет времени или денег, плохое (якобы) самочувствие, да и так телосложение, в принципе, нормальное. Таким образом, любые действия человека будут направлены на уменьшение диссонанса – избавление от противоречий внутри него самого.

Но появления когнитивного диссонанса можно избежать. Чаще всего в этом помогает простое игнорирование всякой информации касаемо проблемы, которая может отличаться от уже имеющейся. А в случае уже возникшего состояния диссонанса, нейтрализовать дальнейшее развитие этого процесса можно, добавив в систему своих убеждений новые, заменив ими старые. Получается, что нужно найти такую информацию, которая «оправдает» имеющиеся мысли или поведение, и стараться избегать противоположной информации. Но нередко такая стратегия приводит к страху диссонанса, предубеждениям, возникновению личностных расстройств и даже неврозам.

Чтобы не воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Важно понимать, что несоответствие между каким-то элементами системы убеждений человека и действительным положением вещей всегда будет находить отражение в жизни. По сути, гораздо проще принять факты такими, какие они есть, и постараться подстроиться под обстоятельства, не тратя свои силы на мысли о том, что, возможно, что-то сделано не так, какое-то решение было принято неверно, какой-то выбор был осуществлён не совсем правильно. Если что-то уже свершилось, значит, так тому и быть. В одной из книг знаменитого писателя Карлоса Кастанеды, в которой он описывает процесс своего обучения у индейского шамана, его учитель говорит ему об одном очень эффективном способе жить – быть Воином. Здесь не стоит вдаваться в подробности философии этого пути, а нужно лишь сказать о том, что одной из основных его особенностей является то, что человек может сомневаться и раздумывать до того момента, пока он не принял решение. Но сделав свой выбор, он должен отбросить прочь все свои сомнения и мысли, сделать то, что нужно, и спокойно принять результат каким бы он ни был.

Что же касается мировоззрения в целом, то состояние когнитивного диссонанса возникает чаще всего лишь потому, что мы твёрдо убеждены, что что-то должно быть именно так и никак по-другому. Многие люди считают, что их мнение – единственно верное, правильно только так, как они думают, всё должно быть, как они хотят. Эта позиция самая малоэффективная для гармоничной и счастливой жизни. Наилучшим же вариантом будет принятие того, что всё может совершенно отличаться от наших мыслей, воззрений и убеждений. Мир полон не просто разных людей и фактов, но также всяческих загадок и необычных явлений. И нашей задачей является научиться смотреть на него с разных углов, принимая во внимание любые возможности, а не быть «узколобыми», упёртыми и зацикленными на себе и своих знаниях людьми. Когнитивный диссонанс – состояние, присущее, в разной мере, каждому человеку. Важно о нём знать и уметь его определять и нейтрализовывать. Но не менее важно принять его как данность.

Каково ваше мнение по этому вопросу? Наверняка, при прочтении статьи вам вспомнилось несколько интересных примеров когнитивного диссонанса из личной жизни. Расскажите о своём опыте, ведь ничто не вызывает такого интереса, как реальные истории. Кроме того, многим будет интересно почитать и о том, как кто-то другой выходит из этого состояния. Так что ждём ваших историй и комментариев.

Когнитивный диссонанс – это негативное состояние, при котором наблюдается у индивидов психический дискомфорт, вызванный конфронтацией в их сознании противоречащих представлений, ценностей, знаний, мировоззрений, идей, верований, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.

Концепция когнитивного диссонанса впервые была предложена Л. Фестингером, специалистом в сфере психологии управления мышлением. В своих изысканиях в ходе анализа мироощущения личности он основывался на принципах равновесия. Свою теорию он начал с постулата, что индивиды устремлены к определенной слаженности как необходимому внутреннему состоянию. При возникновении противоречий у индивидов между багажом знаний и действиями они стремятся каким-то образом объяснить такое противоречие, вследствие чего представляют его в качестве «непротиворечия» с целью достижения чувства внутренней когнитивной слаженности.

Причины когнитивного диссонанса

Выделяют следующие факторы, вызывающие состояние когнитивного диссонанса, вследствие которого индивиды зачастую ощущают внутреннюю неудовлетворенность:

— логическое несоответствие;

— несхожесть мнения одного человека с общепринятым;

— нежелание следовать нормам культуры, устоявшимся на определенной территории, где традициям временами руководствуются больше чем законодательством;

— конфликт уже пережитого опыта со сходной новой ситуацией.

Когнитивный диссонанс личности возникает вследствие неадекватности двух когниций индивида. Личность, располагая сведениями по какой-нибудь проблеме, бывает вынуждена проигнорировать их при принятии решения и как результат, появляется несоответствие или диссонанс между представлениями индивида и его реальными действиями. Вследствие подобного поведения наблюдается смена определенных представлений индивида. Оправдывается такое изменение, исходя из жизненной необходимости человека, поддерживать согласованность собственных знаний.

Именно поэтому человечество готово оправдывать собственные заблуждения, ведь индивид, совершивший проступок, склонен выискивать оправдания для себя в мыслях, при этом постепенно сдвигая собственные установки относительно произошедшего в направлении того, что случившееся в действительности не настолько страшно. Таким путем индивид «управляет» собственным мышлением с целью минимизации конфронтации внутри себя.

Современная теория когнитивного диссонанса Фестингера обнаруживает свою цель в изучении и истолковании противоречий, возникающих, как у отдельных человеческих особей, так и у коллектива людей.

Каждый в течение определенного отрезка времени приобретает некоторое количество жизненного опыта, но преодолевая временной предел, ему надлежит функционировать согласно обстоятельствам, в которых он существует, вразрез полученным знаниям. Это будет вызывать психологический дискомфорт. А для ослабления такого дискомфорта личности приходится выискивать компромисс.

Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий.

В концепции когнитивного диссонанса знаниям логически противоречивым приписывается статус мотивации, которая призвана обеспечить ликвидацию зарождающегося чувства дискомфорта при столкновении с несоответствиями за счет трансформации существующих знаний или социальных предписаний.

Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией. По классической формулировке Л. Фестингера, диссонанс когниций является несоответствием между мыслями, установками, информацией и др., при этом отрицание одного понятия исходит из существования другого.

Концепция когнитивного диссонанса характеризует методы ликвидации или сглаживания таких противоречий и демонстрирует то, как индивид это совершает в типичных случаях.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни: в институт поступило два индивида, один из которых медалист, а второй – троечник. Естественно преподавательский состав ожидает отличных знаний от медалиста, а от троечника ничего не ждут. Диссонанс наступает тогда, когда такой троечник отвечает грамотнее, более развернуто и полно на вопрос, чем медалист.

Теория когнитивного диссонанса

Большинство мотивационных теорий впервые обнаруживаются еще в трудах древних философов. Сегодня насчитывается таких теорий уже несколько десятков. В современных психологических учениях о мотивации, притязающих на объяснение человеческого поведения, превалирующим сегодня считается когнитивный подход к мотивационной сфере личности, в направлении которого особым значением обладает феномены, связанные с пониманием и знаниями индивида. Основным постулатом авторов когнитивных концепций была точка зрения, заключавшаяся в том, что поведенческие реакции субъектов направляют знания, суждения, установки, представления, взгляды о происходящем в мире, мнения о причинах и их следствиях. Знание не представляет собой простую совокупность данных. Представления личности о мире предопределяют, конструируют будущее поведение. Все совершаемое индивидом и то, каким образом он совершает, зависит не столько от фиксированных нужд, глубинных стремлений и извечных желаний, сколько от относительно переменчивых представлений о действительности.

Когнитивный диссонанс в психологии это состояние дискомфорта психики личности, спровоцированное конфронтацией конфликтующих представлений в его сознании. Социально-психологическое ученье о когнициях разработано для объяснения изменений когниций (мнений, аттитюдов, установок) в качестве метода ликвидации логических конфликтных ситуаций.

Когнитивный диссонанс личности характеризуется специфической особенностью, которая заключается в связывании воедино и , другими словами эмоциональный и познавательный составляющие установок.

Состояние когнитивного диссонанса зарождается вследствие осознания индивидом того, что его поступки не имеют под собой достаточных оснований, то есть он действует в конфронтации с собственными аттитюдами и установками, когда личностное значение поведения неясно или неприемлемо для индивидуумов.

Концепция когнитивного диссонанса приводит доводы того, что из вероятных методов толкования и оценивания подобной ситуации (предметов) и собственных действий в ней индивид отдает предпочтение тем, которые порождают минимум тревоги и угрызений совести.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни приводил А. Леонтьев: арестанты-революционеры, которых заставляли копать ямы, безусловно, воспринимали подобные действия в качестве бессмысленных и неприятных, уменьшение когнитивного диссонанса произошло после того, как арестанты переинтерпретировали собственные действия – они стали думать, что копают могилу царизму. Такая идея способствовала появлению приемлемого личностного смысла для деятельности.

Диссонанс когниций может возникать как следствие прошлых поступков. Например, когда индивид в конкретной ситуации совершил поступок, который затем провоцирует у него появление угрызений совести, вследствие чего в толкование обстоятельств и их оценивание могут быть внесены поправки, которые ликвидируют основания для переживания данного состояния. В большинстве случаев это выходит просто, так как жизненные обстоятельства зачастую неоднозначны. Так, например, когда курильщик узнает об открытии причинно следственной связи между возникновения раковых опухолей и курением, у него появляется множество средств, направленных на уменьшение когнитивного диссонанса. Таким образом, в соответствии с когнитивными теориями о мотивации, поведение личности имеет зависимость от ее мировоззрений и когнитивной оценки ситуации.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Зачастую для ликвидации когнитивного диссонанса применяется внешняя атрибуция или оправдание. Ответственность за действия может сниматься признанием их в качестве вынужденных мер (заставили, приказали) или оправдание может базироваться на корысти (хорошо оплатили). В случаях, когда поводов для внешнего оправдания мало, то в ход идет другой метод – изменение установок. Например, если индивид был вынужден солгать, то потом неосознанно он вносит поправки в свое первоначальное суждение о действительности, подстраивая его под «ложное заявление», вследствие чего оно субъективно преобразуется в «правду».

По ряду постулатов данная концепция сходится с положениями теорий когнитивного баланса и атрибуции, введенными австрийско-американским психологом Ф. Хайдер, который основывался в своих теориях на принципах гештальтпсихологии.

В многообразии ситуаций, возникающих в обыденной жизни, диссонанс может увеличиваться или уменьшаться. Степень его выраженности зависит от проблемных задач, которые встают перед индивидом.

Диссонанс возникает при любых условиях, если индивиду необходимо сделать выбор. При этом его уровень будет увеличиваться в зависимости от степени важности данного выбора для человека.

Наличие диссонанса независимо от уровня его интенсивности принуждает индивида освободиться от него на сто процентов или существенно уменьшить его, если по каким-либо причинам совершить это пока невозможно.

Для уменьшения диссонанса, индивид может использовать четыре способа:

— изменить собственное поведение;

— трансформировать одну из когниций, другими словами заверить себя в обратном;

— отфильтровывать поступающие сведения относительно конкретной проблемы;

— применить критерий правды к поступившим сведениям, признать ошибки и действовать согласно новому, более конкретному и четкому постижению проблемы.

Иногда индивид может предупредить возникновение данного состояния и его следствия внутреннего дискомфорта с помощью попытки избежать информации о своей проблеме, которая вступает в конфронтацию с уже имеющимися данными.

Фильтрационные механизмы личностно значимой для индивидов информации хорошо прописаны в теории Зигмунда и Анны Фрейд о психологических «защитах». Противоречие, зарождающееся в сознании субъектов относительно значимой глубинно-личностной тематики, является согласно З. Фрейду, ключевым механизмом в формировании неврозов.

Если диссонанс уже зародился, субъект может предупредить его преумножение посредством присоединения одного или нескольких элементов когниций в познавательную схему на смену существующего отрицательного элемента, провоцирующего диссонанс. Следовательно, субъект будет заинтересован в отыскивании такой информации, которая одобрит его выбор и ослабит или устранит данное состояние полностью при этом необходимо избегать источников информации, которые могут спровоцировать его увеличение. Нередко подобные действия субъектов могут привести к отрицательным результатам – у индивида может появиться предубеждение или боязнь диссонанса, что представляет собой опасный фактор, воздействующий на взгляды индивида.

Между несколькими когнитивными составляющими могут наличествовать отношения противоречия. При возникновении диссонанса индивиды стремятся к снижению его интенсивности, избеганию или абсолютному избавлению от него. Подобная устремленность оправдывается тем, что субъект своей целью ставит трансформацию собственного поведения, нахождение новой информации, которая касалась бы ситуации или явления, породившего диссонанс.

Совершенно объяснимо, что для индивида проще согласиться с имеющимся положением дел, подправив собственные внутренние представления в соответствии со сложившейся ситуацией, вместо продолжительного размышления над проблемой правильности его действий. Зачастую это негативное состояние появляется как результат принятия серьезных решений. Предпочтение одной из альтернатив (одинаково заманчивых) дается личности непросто, однако совершив, наконец, такой выбор, индивид нередко начинает осознавать «противопоставленные когниции», другими словами позитивные аспекты той версии, от которой он отвернулся, и не совсем позитивные стороны той альтернативы, с которой согласился.

Для ослабления или полного подавления диссонанса, индивид стремится преувеличить важность принятого им суждения, в то же время, приуменьшая существенность отвергнутого. Вследствие такого поведения другая альтернатива утрачивает в его глазах всякую привлекательность.

Когнитивный диссонанс и полная (состояние тяготящего напряжения, чувства безысходности, тревожности) имеют одинаковые адаптивные стратегии для избавления от проблемной ситуации, так как и диссонанс и фрустрация вызывают у субъектов чувство дисгармонии, которое они всеми силами стараются избегать. Однако наряду с этим диссонанс и ситуация, его спровоцировавшая, могут являться одновременно и фрустрацией.

Когнитивный диссонанс Фестингера

Когнитивные мотивационные теории, интенсивно разрабатывающиеся сегодня, берут собственное начало от широко известных трудов Л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса в работе Фестингера обладает двумя принципиальными достоинствами, которые отличают научную концепцию от ненаучной. Первое достоинство заключается, если пользоваться формулировкой Эйнштейна, в ее опоре на максимально общие основания. Из таких общих оснований Фестингер вывел следствия, которые возможно подвергнуть экспериментальной проверке. Это является вторым достоинством ученья Фестингера.

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера подразумевает некоторую конфронтацию между несколькими когнициями. Он трактует когницию довольно широко. В его понимании когницией является любое знание, убеждение, мнение относительно среды, собственных поведенческих реакций или себя. Негативное состояние переживается субъектом как ощущение дискомфорта, от которого он стремится избавиться и восстановить внутреннюю гармонию. Именно такое стремление считается мощнейшим мотивирующим фактором поведения человека и его мировоззрения.

Состояние противоречия между когницией Х и когницией Y зарождается, если из когниции Х не выходит когниция Y. Консонанс между Х и Y, в свой черед, наблюдается, когда из Х выходит Y. Индивид всегда устремлен на достижение внутренней непротиворечивости, то есть стремится к состоянию консонанса. Так, к примеру, индивид, расположенный к полноте решил придерживаться диеты (Х-когниция), но не в состоянии отказать себе в плитке шоколаде (Y-когниция). Индивиду, желающему похудеть, не рекомендуется употреблять шоколад. В этом и заключается диссонанс. Его зарождение мотивирует субъекта на редукцию, другими словами на ликвидацию, уменьшение диссонанса. Для решения данной проблемы у индивида имеется в наличии три главных способа:

— одну из когниций трансформировать (в конкретном примере – перестать употреблять шоколад или завершить диету);

— минимизировать значимость когниций, входящих в отношения противостояния (решить, что излишний вес не является большим грехом или что употребление шоколада не влияет на значительное увеличение массы тела);

— присовокупить новую когницию (плитка шоколада увеличивает вес, но наряду с этим, благотворно воздействует на интеллектуальную сферу).

Последние два способа являются своеобразной адаптивной стратегией, то есть индивид приспосабливается с сохранением проблемы.

Когнитивный диссонанс требует снижения и мотивирует его, ведет к видоизменению отношений, а затем и поведения.

Ниже представлены два наиболее знаменитых эффекта, связанных с появлением и устранением когнитивного диссонанса.

Первый – происходит в ситуации поведения, конфликтующего с оценочным отношением к чему-либо индивида. Если субъект соглашается сделать без принуждения что-нибудь, каким-либо образом несоответствующее его установкам, точке зрения, и если такое поведение не имеет убедительного внешнего оправдания (денежное вознаграждение), то в последующем установки и взгляды трансформируются в направлении большего соответствия поведения. В случае, когда субъект согласится на действия, идущие немного вразрез с его моральными ценностями или нравственными ориентирами, то результатом этого будет появление диссонанса между нравственными убеждениями и знанием о поведении, а в дальнейшем убеждения изменятся в направлении понижения нравственности.

Второй эффект, полученный в ходе исследований диссонанса когниций, называется диссонансом после принятия трудного решения. Тяжелым называется решение, когда альтернативные явления или предметы, из которых предстоит сделать выбор, одинаково привлекательны. В подобных случаях, чаще всего, после свершения выбора, то есть после принятия решения, индивид переживает когнитивный диссонанс, который является следствием вытекающих противоречий. Ведь в избранном варианте, с одной стороны, существуют негативные аспекты, а в отвергнутом варианте, с другой стороны, обнаружены положительные черты. Другими словами принятая альтернатива отчасти плоха, но все же принята. Отклоненный вариант отчасти хорош, но отвергнут. В ходе экспериментального анализа результатов трудного решения было выявлено, что со временем после принятия подобного решения растет субъективная привлекательность выбранной альтернативы и снижается субъективная привлекательность отклоненной.

Индивидуум, таким образом, освобождается от когнитивного диссонанса. Другими словами личность убеждает себя по поводу выбранного варианта, что такой вариант не просто немного лучше отклоненного, а существенно лучше. Подобными действиями субъект как бы расширяет альтернативы. Отсюда, можно сделать выводы, что сложные решения увеличивают вероятность поведенческих реакций, соответствующих выбранному варианту.

Например, когда индивид долго терзался выбором между автомобилями марки «А» и «Б», но в итоге отдать предпочтение марке «Б», то в последующем шанс выбора автомобилей марки «Б» будет несколько выше, чем до его приобретения. Это связано с ростом относительной привлекательности автомобилей марки «Б».

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера является специфической вариацией проблемных ситуаций. Поэтому необходимо определить при помощи каких защитных механизмов и незащитных адаптивных инструментах осуществляется адаптивная стратегия, если она применяется с целью избавления личности от диссонансов. Такая стратегия может быть неудачной и вызывать усиление диссонанса, порождая новые фрустрации.

Также существуют силы, оказывающие сопротивление уменьшению диссонанса. Например, изменение в поведении и суждениях о таком поведении зачастую меняются, но иногда это сложно или связано с утратами. Сложно, к примеру, отказаться от привычных поступков, так как они нравятся индивиду. Новый когнитивный диссонанс и полная фрустрация могут возникнуть вследствие трансформации других вариаций привычного поведения, несущей за собой материальные и финансовые потери. Существуют формы поведения, порождающие диссонанс, которые индивид не в состоянии видоизменить (фобические реакции).

В заключение можно сказать, что теория когнитивного диссонанса Фестингера достаточно проста и в кратком изложении выглядит следующим образом:

— могут существовать между когнитивными элементами отношения несоответствия;

— возникновение диссонанса способствует зарождению стремления к снижению его воздействия и избеганию его дальнейшего роста;

— проявления такого стремления заключаются в трансформации поведенческого реагирования, видоизменении отношения или в сознательном поиске новых мнений и информации относительно суждения или явления, породившего диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса

Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса. При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

— изменив поведение – бросить курить;

— изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

— воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их.

Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.

Когнитивный диссонанс - это психическое напряжение или неприятные ощущения, которые испытывает человек, вынужденный удерживать в поле своего зрения две или более противоречивые идеи. Когнитивный диссонанс возникает также, когда человек сталкивается с новой информацией, противоречащей его знаниям, убеждениям или ценностям.

Кем была предложена теория когнитивного диссонанса

Термин «когнитивный диссонанс» и соответствующая теория были предложены американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно эта теория принесла ученому всеобщее признание, и через два года после ее публикации Фестингер был удостоен премии «За выдающийся вклад в науку», учрежденной Американской психологической ассоциацией.

Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом после того, как в нескольких американских штатах распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений. Анализируя причины повсеместной веры в эти слухи, Фестингер предположил, что человек в силу некоторых своих внутренних особенностей стремится к достижению баланса между своими знаниями и мотивами - с одной стороны, и поступающей извне информацией - с другой. Так зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Введение в теорию диссонанса

Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера - об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.

В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс - это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.

Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.

Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?

Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса

Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие. К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается. В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.

Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае - к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.

В каких еще ситуациях возникает диссонанс?

Когнитивный диссонанс - это состояние, которое может проявляться в абсолютно разных ситуациях. К примеру, когда необходимо:

  • объяснить странные, смешанные чувства;
  • минимизировать сожаления о сделанном неверном выборе;
  • оправдать поведение, которое не согласуется с существующими взглядами;
  • изменить свое мнение о другом человеке;
  • подтвердить уже существующее убеждение, когда в ситуации противоречия человек старается найти ссылки и источники, свидетельствующие в пользу правильности его мнения.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Основные положения

Вместе с понятием когнитивного диссонанса Фестингер ввел категорию консонанса. Под консонансом он понимал состояние, в котором убеждения, представления и новые знания человека согласуются между собой.

Итак, теория диссонанса выглядела следующим образом.

Положение 1. Состояние когнитивного диссонанса являет собой сильную мотивацию. Так, если человек испытывает противоречие, он будет пытаться уменьшить его степень и по возможности перейти к консонансу.

Положение 2. Находящийся в состоянии когнитивного диссонанса человек будет стараться избегать новых знаний или убеждений, принятие которых может означать увеличение степени диссонанса.

Как уменьшить когнитивный диссонанс

Для того чтобы уменьшить или свести к минимуму состояние когнитивного диссонанса, существует три основных стратегии.

  1. Сосредоточиться на более благоприятных убеждениях. К примеру, студент не готовится к важному зачету, до которого остается всего два дня. При этом он отлично понимает, что его знаний для отметки «зачтено» недостаточно, но он говорит себе, что до пересдачи еще достаточно времени, и он точно успеет еще все выучить.
  2. Снизить важность конфликтующих убеждений. Например, человек узнает, что сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни. Однако он работает в офисе и не может себе позволить больше двигаться в течение дня. И тогда человек говорит себе, что здоровое питание может компенсировать вынужденный сидячий образ жизни.
  3. Изменить конфликтующие убеждения так, чтобы они согласовывались между собой. Эта стратегия считается одной из самых эффективных, однако успешно воплотить ее в жизнь достаточно трудно. Тяжелее всего приходится тогда, когда убеждения уже прочно укоренились в сознание.

Нашла ли теория когнитивного диссонанса какое-либо практическое применение? Несомненно.

Практическое применение теории когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс Фестингера не только объясняет некоторое неадекватное поведение человека. Ему нашлось и практическое приложение во многих областях человеческой жизни.

К примеру, преподаватель может стимулировать желание студентов узнавать что-то новое, если вызовет у них когнитивный диссонанс. Для этого он может оспорить точку зрения одного или нескольких своих учеников и предложить им провести практические опыты. Так у студентов появляется мотивация учения.

Теорию когнитивного диссонанса часто используют маркетологи: на ее положениях строятся целые стратегии продаж. К примеру, рекламный слоган одной известной западной компании «Вы заботитесь о себе и своей семье. Почему бы не выбрать лучшее?» вызывает у покупателя когнитивный диссонанс вкупе с чувством вины за то, что тот имеет достаточно денег и при этом не покупает лучшие продукты для своих близких.

Пропаганда здорового образа жизни иногда также строится с помощью теории когнитивного диссонанса. К примеру, шокирующие данные о количестве смертей от СПИДа в свое время заставили многих выбрать безопасный секс и начать покупать презервативы.

Кроме того, когнитивный диссонанс часто вызывают практикующие психологи у своих клиентов. Зачем они это делают? Чтобы показать, что некоторые убеждения клиента не соответствуют действительности и очень сильно мешают ему жить.

Заключение

Спутником жизни человека очень часто становится когнитивный диссонанс. Значение его велико, хоть очень часто он и остается неосознаваемым. Однако диссонанс может быть полезным: он сопутствует ситуации выбора и может стать для человека толчком к действию или серьезным переменам.

Четыре категории диссонанса

Диссонанс в результате принятия решения

Например,ученик готовится к уроку.Для того,чтобы получить «5»,он должен решить более сложные задачи чем,те,которые на «3».Но в этого же время друзья зовут его поиграть на улице.У него в этот момент возникает когнитивные диссонанс:решать более сложные,чтобы получить «5» или пойти играть с друзьями.. Это и есть когнитивный диссонанс: вначале мы делаем выбор, после чего положительные стороны отвергнутого вступают в конфликт с отрицательными сторонами выбранного, приводя к психологическому дискомфорту.

Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков

Ходить на занятия,делать домашние работы,учить стихотворения - нам все время приходится делать то, что не хочется. Если разобраться, то насиловать себя человеку приходится не то что каждый день - по несколько раз в час. Начиная с самого утра: подъем, зарядка, завтрак,учеба... «Столкновение двух противоположных знаний об одном и том же объекте» начинается с самого момента пробуждения. Объект, то есть ты, это, с одной стороны, физический организм. И ему, этому организму, требуется утром еще 2-3 часа сна. С другой стороны, ты организм социальный, которому нужно учиться. Типичный когнитивный диссонанс. Неприятные моменты учебного процесса можно пропустить, достаточно того, что на учебе нам не дают спать. Ближе к ночи, когда тело, наконец, проснувшись, начинает требовать приключений, разум напоминает, что пора спать. Мы снова недовольны и не знаем, на кого обижаться - то ли на свое физическое «я», то ли на социальное.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении