mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Философская мысль о смысле жизни человека. Зачем люди живут? Философские рассуждения о смысле жизни. Что такое философия жизни

Введение

Проблема смысла жизни человека.

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Представления о смысле жизни в философской мысли различных исторических эпох

философия смысл жизнь

С момента своего возникновения философская наука отводила проблеме человека ведущую роль. Во все времена мыслители стремились постичь сущность человека, смысл его бытия. В современном обществе это стремление проявилось в обостренном интересе к проблеме человеке, в выработке новых путей постижения человека, в поисках целостного изучения данного вопроса и т.д.

На протяжении всей истории философской науки возник целый ряд разнообразных теорий о человеке, существенные различия которых обусловлены особенностями исторической эпохи, а также личными качествами, мировоззренческими установками мыслителей, которые проживали в рассматриваемое время. Данные концепции в настоящий момент обобщены и в значительной мере изучены, но их рассмотрение недостаточно для воссоздания реального образа человека в каждой эпохе. Если ранее образ человека определенного исторического периода строился на основании взглядов мыслителей прошлого, то на современном этапе развития философской антропологии становится очевидным изучение конкретного человека, исходя из того, что каждая культурно-историческая эпоха формирует специфический образ человека как личности, в котором отражается индивидуальность этой эпохи. В связи с тем, что человек - это продукт общества, эпохи, культуры и типа цивилизации, в которых он проживает, реконструкция специфических черт человека, его образа и условий жизни, социального статуса, норм поведения играет важную роль для целостного осмысления сущности человеческой личности. Впервые на значение проблемы человека в различные исторических эпохах обратили внимание исследователи социально-философской антропологии, ведущего направления современной антропологической мысли. В настоящее время возникла необходимость преодоления недостатков при определении основных характеристик человека в различные эпохи. Подобные недостатки объяснимы прежде всего тем, что многие философские исследователи не учитывали при описании образа человека прежних столетий следующего факта каждая историческая эпоха накладывает неповторимость на развитие конкретного человека, индивидуальные черты которого определяются данной культурно- исторической эпохой, типом цивилизации. Социально-философские антропологи рассматривают человека как существо сочетающего в себе общее и конкретное, родовое и видовое. Таким образом, человек - это, в первую очередь, продукт эпохи, общества, культуры, при этом указывается на факт сохранения атрибутивных, так называемых, родовых характеристик человеческого существа в независимости от того, к какой исторической эпохе принадлежит человек. Каждая историко-культурная эпоха наделяет человека особенными, неповторимыми чертами, присущими только данному времени, поэтому, если “ хочешь судить об индивиде, то вникай в его социальное положение”, образ жизни и т.д.

Человек во взаимоотношении с определенным типом общества, к которому он принадлежит, будь то античный или средневековый человек, обладает свойствами, интересами, стремлениями, которые определены спецификой рассматриваемого исторического периода. Только при условии изучения основных характеристик личности в различные исторические эпохи возможно формирование наиболее полного представления об реальном индивиде. По этой причине углубление знаний об характерных чертах человека в различные периоды истории человеческого общества, их анализ становятся на современном этапе развития антропологической мысли необходимыми и очевидными. Подобная необходимость объясняется и тем, что только изучив основательно реально существующего человека конкретного индивида, присущие ему качества; проблемы, которые в большей степени тревожат человека в данную эпоху и, которые он заинтересован разрешить, окружающую его социальную действительность, его отношение к ней, к природе и, наконец, к самому себе, - только после подробного рассмотрения этих вопросов можно говорить рассуждать о более масштабных философских проблемах, имеющих антропологическую направленность. Только на основании изучения человека как субъекта и объекта общественных отношений, рассмотрения в единстве его атрибутивных, сущностных и индивидуальных, личностных черт возможно воссоздание образа, реально живущего когда- то, человека. Именно социальная действительность рассматриваемого времени делает личность неповторимой, определяет ее отличительные черты.

Прежде, чем приступить к изучению человека древности, необходимо отметить, что каждая историческая эпоха имеет не один, а несколько образов человека, кроме того, нельзя забывать и о том, что индивид постоянно изменялся, поэтому не существует человека первобытной эпохи как единого, неизменного существа, в такой же степени не существует и единого “античного человека”.1 По этим причинам в данном исследовании речь будет идти только о наиболее характерных, так или иначе присутствующих на протяжении всей эпохи, свойствах человеческой личности.

Итак, исторические условия конкретного периода определяют основные черты человека, его образ жизни, нормы и образы его поведения.

Для первобытного человека присуще полное подчинение “ враждебно противостоящей и непонятной ему окружающей природе”, что находит свое отражение в наивных религиозных представлениях первобытной эпохи. Характерные для данного периода неразвитое производство и, следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, поставили человека в условия зависимости от природы и необходимости выживания, в этом смысле, первобытный человек был “полностью погружен в природу” и недалеко ушел от животного мира. Гарантом сохранения жизни в этой ситуации было объединение людей, создание племен.

Первобытный человек не мыслил себя вне племени и не отделял себя от других людей. Символом единства людей говорит и тот факт, что первобытные отождествляли себя с каким-нибудь животным, находя в нем определенные черты, присущие их племени. Ассоциация отдельного человека с животным к тому же свидетельствует о растворенности человека в природе. Человек, в полном смысле слова, вел борьбу за существование, добиваясь путем невероятного труда некоторой жизненной обеспеченности. Постоянная угроза жизни человека со стороны хищников, различных природных катаклизмов обусловили восприятие смерти как типичного, естественного явления. Человек первобытной эпохи, борясь с природой, одновременно учился у нее выживанию. Человек присматривался ко всему, что его окружало и все это поражало его. Человек на низших стадиях развития делает массу величайших открытий и часто наделяет их сверхъестественными свойствами.

Протекло бесконечное количество веков, в течение которых родилось бесконечное количество людей; они вложили свою лепту в развитие человеческой личности. Степень этого развития и окружающие условия повлияли, в свою очередь, на быстроту перехода из одного исторического периода в другой. Разделение труда между земледелием и ремеслом, развитием судоходство и торговли, “ведение борьбы за лучшие земли, рост купли-продажи обусловило рождение и становление античной рабовладельческой эпохи”. Эра античности тянулась больше тысячи лет и прошла несколько разных эпох. С ходом времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. Таким образом, не имеет смысла говорить об античном человеке, как неизменном на протяжении тысячелетия. Как отмечает И.Д.Рожанский, слишком “велика разница между человеком, так называемой архаичной Греции и Греции развитого полиса или эллинистическим человеком”.2

Поэтому попытаемся описать некоторые черты древнего грека, в особенности афинянина.

Личность в ту пору не противостояло обществу, как что-то особенное и уникальное, она была частью его и не осознавала, что она больше, чем просто часть. Личность человека, то есть его индивидуальность, согласно представлениям древних греков, заключена в душе, обуславливается ею. В древнейшем сознании грека еще нет четкого различия тела и души. Древние греки понимали гармонию тела и души совсем не так, как для обиходного сознания нового времени, что обусловлено особенностями античной культуры. Этому сознанию тело кажется чем-то неодухотворенным, чисто физическим, а психика - чем-то идеально-бестелесным, и они столь же непохожи между собой, что их невозможно смешать. В обиходном же сознании греков душа и тело не отделялись друг от друга с последующей четкостью; слияние их было синкретическим, неразделенным; гармония души и тела была полным их растворением друг в друге. Человек в классической период Греции уже различает свои намерения, мотивы своих действий и независящее от него условия и результаты поступков, тем не менее в мировоззрении и психологии древнегреческого человека по-прежнему господствует убеждение в том, что жизнь человека находится в полной зависимости от воли случая, удачи, богов и судьбы. Причем, в отличие от христианского предопределения, в котором есть высший смысл, древнегреческая судьба мыслится как слепая, темная, могущественная. Для греков той эпохи жизнь полна тайн, и самый ясный ее двигатель - это воля богов. Такую зависимость человека от судьбы, богов можно объяснить тем, что люди были еще “полностью погружены в природу и она в них”. Необъяснимые явления природы человек объяснял действиями божественных сил. Древние греки знали страх и ужас существования и, чтобы” иметь возможность жить, греки должны были создать богов”. Человек античной эпохи был убежден в том, что нет ничего прекраснее человека, его тела и боги могут быть похожи только на него.

Образ жизни древнегреческого человека, его отношение к природе, обществу, к самому себе меняется с началом распада древнего синкретизма, первые шаги этого распада можно было заметить и в классическую эпоху. Неразвитость личности, узость людских связей постепенно уходят в историю. Разделение труда растет, общество все больше дробится на слои, социальная и частная жизнь усложняется, растет соревновательности людей, их борьба между ними. В отличие от древнего воина, классический грек, живущий в атмосфере постоянного соперничества, уже знает чувство одиночества, его переживания стали гораздо тоньше, вызывая потребность разделить их с кем-то другим, найти душу родственную собственной. Центробежные силы, разрывающие общество, все больше нарастают. И вместе с этим обособлением резко углубляются и становятся более ценными такие взаимоотношения людей, как любовь, дружба. Но взамен дружбы, основанной на общности интересов, приходит дружба-товарищество, когда друзьями называют единомышленников, поэтому она не удовлетворяла растущей потребности в интимности. Частная жизнь личности делается суверенной. В полисе человека, личность человека подавлял гражданин полиса. Это было время наибольшего политического могущества Афин. Одновременно, это было время расцвета афинской культуры. Установление принципов демократического устройство полиса, как например, равенство перед законом, свобода слова, равное участие в управлении государством оказали значительное влияние на личность афинянина. Позитивной стороной этой системы было повышение чувства ответственности у рядовых граждан, ибо любой из них мог участвовать в государствено-важных делах. Афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на новой территории, где он был иноплеменником. Предпосылкой политического успеха в Афинах, как впрочем, и в любом другом полисе, было умение хорошо и убедительно выступать, т.е. обладать ораторским искусством. “Для афинян этого времени характерны всесторонняя талантливость, энергия, подвижность. Одна из самых замечательных черт афинского характера - патриотизм, любовь к родному полису”. Это чувство было присуще всем грекам, особенно ярко проявилось оно в годы греко-персидских войн. Особую роль в жизни любого грека играл дух соревновательности.” Боязнь стыда, страх показаться глупым или смешным перед согражданами принадлежали к числу важнейших мотивов, определяющих поведение... грека в обществе”; другой стороной этого было стремление к первенству к тому, чтобы стать лучшим среди многих.

Таким образом, в классический период доминантным был тип человека - гражданина, для которого интересы полиса были выше личных. В эпоху эллинизма (IV-I вв. до н.э.) человек перестал быть гражданином”. В условиях громадных эллинистических монархий, положивших былые полисы от рядового человека государственная жизнь уже совсем не зависела. Такой человек вынужден был уйти в свою частную жизнь, замкнуться на сугубо межличностных отношениях. Социально-политические катаклизмы эпохи ставят индивида перед необходимостью самоопределения, выбора своего жизненного пути, поиска смысла жизни. Мир эллинистического человека уже не ограничивается рамками полиса. “Его гражданская деятельность и его “личная” жизнь совпадают лишь частично.3

Исторические перемены, результатами которых стало образование и крушение Древнего Рима, не могли не внести существенные изменения в человеческие личности. Абсолютная власть отца в каждой семье породила такую же абсолютную власть в государстве. Обычай предков был главным руководством политической жизни, всякое новшество воспринималось, в отличие от древнего грека, с неудовольствием”. В Риме ценились, прежде всего, храбрость, мужество, жестокость, то есть все те качества, которые присущи человеку-воину. Рим требовал от гражданина только воинских доблестей, которые были идеалом всех добродетелей. Жестокосердечность римского характера проявлялась во всех областях жизненного периода.

Особенно ярко это иллюстрирует отношение к рабам. Если в Греции, как уже отмечалось ранее, отношение это можно охарактеризовать как человечное, то в Риме положение рабов было крайне тяжелым.

В первые времена в Риме раб считался чуть ли не членом семьи, но впоследствии могущество Рима развило и жестокость.

Непонятной жестокостью у римлян были пронизаны различные римские игры. Исторические условия сложились так, что греческие олимпийские состязания приобрели у них характер безнравственный.

Одной из самых любимых форм увеселений были так называемые гладиаторские зрелища, где судьба гладиатора зависела от настроения зрителей. Взгляд римлян на богов был совершенно отличен от религиозных воззрений грека. “Эллин воплощал богов в человеческие образы; у него боги дрались, мирились, женились,” даже жили среди смертных. Отношение древнего римлянина к своим божествам не лишено практического утилитарного духа, то есть молитва к богу была своего рода взяткой, за которую бог был обязан оказать помощь человеку.

Сравнивая образ жителя Древнего Рима с древнегреческим человеком, можно отметить, что характер римлянина был слишком жесток, его отличала высокая суеверность, некоторый упадок нравственности, в то же время ему были присущи такие качества, как военная доблесть, патриотизм, храбрость. Рим и его общество, основанное на военном могуществе крепко держались в своей приверженности к традиционной покорности раз выработанных принципов, пока христианский элемент не пошатнул устои древнеримского государства.

Смена исторических эпох - переход от античности к средневековью - началось по сути еще в хронологических рамках самого античного общества. Симптомом начала разложение системы рабовладельческого хозяйства являлись феодальные элементы, распространение христианства и, наконец, изменение самого человека. Распространение христианства в регионах за пределами бывшей Римской империи шло параллельно с процессами их феодализации. Феодальная раздробленность уступало место возвышению королевской власти и в конце концов, сложилась феодальная форма идеологии, классическим выражением которой явилась идея сословности, корпоративности. Характерная черта феодального средневековья - неразрывная связь человека с общиной. Вся жизнь человека была регламентирована от рождения до смерти. Средневековый человек был неотделим от своей Среды. Каждый индивид должен был знать свое место в обществе. С момента своего рождения человек оказывался под влиянием не только родителей, но и всей большой семьи. Затем следует период ученичества; став взрослым, индивид автоматически обретал членство в приходе, становился вассалом или гражданином вольного города. Это налагало на человека многочисленные материальные и духовные ограничения, но и одновременно давало определенное положение в обществе и чувство принадлежности, сопричастности. Средневековый человек, поэтому редко чувствовал себя одиноким, так как он был неотъемлемой частью среды, в которой он жил. Играемая им социальная роль предусматривала полный “сценарий” его поведения, мало места оставляя для инициативы и нестандартности”. В результате человек вращался в строго соблюдавшемся круге дозволенного и запретного, очерченным неписаными нормами корпоративной этики. Наряду с общностью средневекового человека ему присущи высокая степень религиозности и суеверия. Поистине не было места и момента в жизни человека, когда он чувствовал бы себя в безопасности, во сне и наяву, не только в дороге, в лесу, но и родном селении и собственном доме. Помимо врагов зримых его повсеместно подстерегали “враги незримые”: духи, демоны и т.д. Не меньше и даже более реальная опасность таилась для человека и в обыденных формах социального общения. Феодальная анархия, беззаконие создавали для каждого, кто был лишен замка и оружия, постоянную угрозу стать жертвой притеснений, террора, смерти. Если к этому прибавить степень изолированности селений, первозданное состояние дорог и, наконец, устный по преимуществу способ передачи информации, порождавший самые невероятные вымыслы, то не вызывает удивление тот факт, что “люди той эпохи постоянно находились в состоянии повышенной возбудимости, что им свойственны были быстрая смена настроений, неожиданные аффекты, суеверия”. Итак, одним словом средневековый человек одновременно жил даже не в двойном, а как бы в тройном измерении: благочестивыми помыслами - о боге, о рае в мире ином; воображением и суеверием - в мире колдовском и умом практическим - в мире суровой феодальной действительности.

Средневековый образ окружающего мира и обусловленный им настрой человека, его черты начинаются разрушаться еще в XIV веке. В эпоху Возрождения культура и человек получают новое значение. Мир перестает быть “тварью” и становится “природой”; человеческое дело перестает быть служением Творцу, и само становится “творением”, человек, прежде слуга и раб, становится “созидателем”. Стремление к познанию заставляет человека эпохи Ренессанс обратиться к непосредственной действительности вещей. Процесс индивидуализации личности положил конец анонимности, столь характерной для средневековья: Возрождение наделило человека индивидуальными чертами. От сложившегося в это время деятельностного человека, титана мысли требовались “точный расчет, мудрость, осмотрительность, предвидение” - одним словом, постоянный самоконтроль. У человека Возрождения раскрылись не только творческие, позитивные силы, но и самые темные стороны личности. Это было время, когда раскованность человека, его эмоции нередко перерастали в фривольность, неуемная радость соседствовала с истерией, светские интересы серьезно потеснили религиозные, а изучение свободных искусств было занятием более привлекательным, чем изучение теологии.

Все эти перемены, а также “промежуточное положение человека” в мире, вызывают у человека внутреннюю противоречивость, двойственное отношение ко всему.

На смену миру пусть узких, но устойчивых общественных связей, человеческих действий пришел мир, в котором традиционные устои рушились, былые ценности перемешались с новыми и, который, наконец, потребовал от человека индивидуального выбора, то есть когда он в своих решениях оставался наедине с самим собой - такова была цена формулы “человек - кузнец своей судьбы”.4 Свобода движения и личной деятельности лишает человека объективной точки опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, одиночества и даже угрозы.

Индивидуализм, расчет на собственные силы влек за собой риск неизвестности. Отсюда громадная роль в ренессанской ментальности фортуны. Это был единственно доступный сознанию той эпохи способ объяснить все, что происходит в жизни человека за пределами его расчетов и воли. Совершенно иначе человек стал относиться к своей биологической конституции и своим естественным потребностям. К примеру, человеческая красота, как и в Греции, воспринималась равная божественной. В целом ренессанского человека отличает яркое проявление противоречивости характера: “две силы бьются в человеке: одна напряженная, болезненная - сила полудикого варвара; другая - тонкая, пытливая сила мысли человека - творца”.

Древнегреческая философия и сегодня может нас многому научить. Мировоззрение античных философов поражает своим оптимизмом, добродетелью и мудростью. Ниже в цитатах приведены 9 жизненных принципов, которые исповедовали самые известные античные философы Древней Греции.

  1. Делайте все с безусловной любовью.

Человек должен заниматься любимым делом. Только в этом случае он добьется успеха. Лучше быть хорошим плотником, чем плохим банкиром. Искренняя любовь к своему делу это и есть призвание.

«Работа, выполненная с удовольствием, позволяет достичь совершенства» - Аристотель.

«Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более» - Аристотель

«Не делай никогда того, что тебе не знакомо, но научись всему, что следует знать» - Пифагор

«Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся» - Эпикур.

«Где человек находится противясь, там его тюрьма» - Эпиктет.

  1. Не ропщите, не падайте духом, не живите прошлым.

Самым большим препятствием для человека в этом мире является он сам. Другие препятствия и неблагоприятные обстоятельства это причина для поиска новых возможностей и неожиданных идей.

«Человек, недовольный немногим, не доволен ничем» - Эпикур.

«Уходя на чужбину, не оборачивайся» - Пифагор.

«Живи сегодня, забудь прошлое» - древнегреческая пословица.

«Малые возможности часто становятся началом великих предприятий» - Демосфен.

«Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем» - Пифагор.

«Первая и лучшая победа - это победа над собой» - Платон.

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» - Платон.

  1. Верьте в себя, слушайте себя и не принимайте всегда на веру то, что говорят другие.

Никто не знает вас лучше, чем вы. В жизни вы столкнетесь с множеством людей, которые будут делиться с вами своими идеями, мнениями и видением различных ситуаций. Вы встретите много людей, которые предоставят вам бесплатный совет о том, как вы должны управлять вашей жизнью. Слушайте без осуждения, делайте выводы, но следуйте велению вашего сердца - призывают античные философы в своих афоризмах.

«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит о тебе плохо» - Плутарх.

«Прежде всего, не теряй самоуважения» - Пифагор.

«Научись молчать, пусть твой холодный ум слушает и внимает» - Пифагор.

«Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково беспристрастным и к порицанию, и к похвале» - Пифагор.

«Если ты живешь в гармонии с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат» - Эпикур.

  1. Не теряйте веру.

Замените опасения и плохие предчувствия верой и надеждой. Смирение, любовь и вера способны творить чудеса. Все произойдет в нужное время и в нужном месте.

«Надежда - это сон наяву» - Аристотель.

«Никакой плод не созревает внезапно, ни гроздь винограда, ни плод фигового дерева. Если вы скажете мне, что вы хотите инжира, я отвечу вам, что должно пройти время. Пусть сначала дерево зацветет, а потом созреют плоды» - Эпиктет.

  1. Всегда стремитесь думать и чувствовать позитивно.

Древние греки проповедовали: «Думайте о хорошем». Если негативные мысли заполнили вашу голову, помашите им на прощание рукой и замените их позитивные мысли о красоте, счастье и любви. Сосредоточьтесь на настоящем, и на вещах, за которые вы благодарны Богу. Сторонитесь негативных людей вокруг вас и всегда окружайте себя счастливыми и позитивными людьми.

«Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням» - Гиппократ.

«Мозг человека содержит в себе причину многих болезней» - Гиппократ.

«Счастье зависит от нас самих» - Аристотель.

«Мозг есть то место, в котором возникают удовольствия, смех и радости. Из него же происходят тоска, скорбь и плач» - Гиппократ.

6. Самосовершенствуйтесь и открывайте для себя новые горизонты.

«Все исследуй, давай разуму первое место» - Пифагор.

«Труд, бодрость духа и устремление ума к совершенству, к познанию приводят к результатам, которые украшают жизнь» - Гиппократ.

7. В трудной ситуации ищите силы и мужество внутри себя.

«Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела» - Аристотель.

«Мужество и стойкость необходимы людям не только против оружия врагов, но, и равным образом, против любых ударов судьбы» - Плутарх.

«Вы не воспитаете в себе мужество, чтобы быть счастливым в отношениях каждый день. Вы разовьете его в трудные времена и через всяческие невзгоды» - Эпикур.

"Вы никогда не будете делать ничего в этом мире без мужества. Это величайшее качество человека, которое следует почтить» - Аристотель.

8. Прощайте за ошибки себя и других.

Относитесь к своим ошибкам позитивно, как к полезному опыту, который поможет вам, в конце концов, осуществить свои мечты. Промахи и неудачи неизбежны.

«Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие» - Демокрит.

«Жить и не сделать ни одной ошибки - не во власти человека, но на своих ошибках хорошо учиться мудрости в будущем» - Плутарх.

«Ни в чем не ошибаться - это свойство богов, но не человека» - Демосфен.

«Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением» - Гиппократ.

9. Добродетель и сострадание.

Взгляды античных греческих философов перекликаются с возникшим позже, христианством. Не случайно средневековые христианские богословы называли Аристотеля стихийным христианином, хотя он жил задолго до рождения Иисуса Христа.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» - Аристотель.

«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» - Пифагор.

«Мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему» - Плутарх.

«Бессмертия, чуждого нашей природе, и могущества, зависящего большей частью от удачи, мы жаждем и домогаемся, а нравственное совершенство — единственное из божественных благ, доступных нам, — ставим на последнее место» - Плутарх.

«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость» - Пифагор.

«Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем. Так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шума, ни похвал, чтобы делать добро,— твори благодеяния добровольно — и будешь любим, как солнце» - Эпиктет.

«Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной» - Эпиктет.

«Сгорая сам, свети другим» - Гиппократ.

«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное» - Платон.

«Человек, получивший благодеяние, должен всю жизнь помнить об этом, а человек, оказавший благодеяние, должен сейчас же об этом забыть» - Демосфен.

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

В чем смысл жизни - вопрос, ответ на который рано или поздно искать начинает каждый человек.

В зависимости от возраста, характера и даже пола ответы на него могут существенно различаться.

Мы подобрали для вас лучшие варианты, и кто знает, может, в одном из них вы узнаете себя?


В чем смысл жизни - мнение философов

Прежде чем пускаться в рассуждения о собственном смысле жизни, нелишним будет познакомиться с мнением людей, для которых размышления являлись профессиональной деятельностью - то есть с работами известных философов.

Моизм

Древнекитайская школа, участники которой считали, что главный смысл жизни - в создании и поддержании равенства по отношению ко всем людям.

Это подразумевало, среди прочего, отказ от роскоши, богатства, да и вообще чрезмерности в любой из сфер жизни.

Основатель школы Мо Ди выделял 10 принципов, которым каждый человек должен следовать в своей повседневной жизни. Едва ли не самым главным из них была беспристрастность.


Моизм - древнекитайская философская школа

Циники

По мнению циников, главная ценность, к которой должен стремиться человек - самодостаточность.

Общественные традиции и этика часто мешают естественному течению жизни, а значит, каждый человек имеет право пойти против них.

В то же время они не пропагандировали полный отказ от социальных норм. Каждый человек мог сформулировать собственное понятие добра и зла и придерживаться его.

Эпикурейцы

Согласно этому учению, смысл жизни заключается в удовольствии.

Причем оно понимается не как наслаждение, а как отсутствие страданий. То есть в таком случае - тихая и спокойная, проводимая в кругу друзей в укромном месте подальше от общественных забот.

Получение удовольствий - вот главный смысл, и ни одно из удовольствий, будь то чувственное или духовное, не является чем-то дурным.

Эпикурейцы во главу угла ставили получение удовольствия

Дарвинизм

Как известно, сам Чарльз Дарвин изначально придерживался христианских убеждений относительно смысла жизни.

В дальнейшем его убеждения заметно изменились. Последователи ученого по-разному понимают смысл жизни.

Некоторые фактически обожествляют эволюцию, считая, что она неминуемо должна была привести к появлению человека и именно в этом ее высший смысл.

Другие же считают эволюционное развитие цепочкой случайностей без скрытого или высшего назначения.

В любом случае все сходятся в одном: в выживании и передаче своих генов будущим поколениям.


Нигилизм

Мыслители, придерживающиеся нигилистических взглядов, полагали, что смысла жизни как такового нет.

Нигилисты отрицают значение таких понятий, как смысл или ценность, утверждая, что это искусственные образования, которых на самом деле в природе не существует.

Ничто не ценно само по себе, и смысла нет ни в чем.

Буддизм

По мнению последователей Сиддхартхи Гаутамы, смысл жизни заключается в освобождении от страданий.

А избавиться от них можно, лишь укротив свои желания. Полное безразличие и спокойствие - вот идеал для буддистов.

Первым делом для этого нужно понять мир и это даст вам знания, необходимые для избавления от страданий.


Буддисты видят смысл в избавлении от страданий

Иудаизм

В иудаизме, как и в христианстве, смысл жизни заключается в том, чтобы ежедневно следовать Заповедям Божьим, его Законам, а также обязательно быть праведным.

Любые дела, даже самые банальные и обыденные, следует выполнять с мыслью о том, что ты действуешь в угоду своему Творцу.

Кажется, слишком просто? На самом деле, исполняя законы своей религии, человек становится счастливым и уверенным в завтрашнем дне.

Философия ацтеков

Наивысший смысл жизни, согласно убеждениям ацтеков, заключается в гармонии с природой.

Такая жизнь позволяет сохранять и , а также дает нам силы давать жизнь новым поколениям.

Эта энергия носила название «теотль» и считалась не божеством, а чем-то вроде гибрида «дао» и силы джедая, которая наполняет весь мир даже за пределами наших знаний.

Самое важное, считали ацтеки, сохранять баланс и не бросаться в крайности - только так можно было быть уверенным, что дети получат в наследство тот же мир, в котором жили их родители.


Наивысший смысл жизни, согласно убеждениям ацтеков, в гармонии с природой

Гуманисты

Гуманистическая философия утверждает, что единого смысла жизни для всех найти нельзя.

Каждый из нас должен обнаружить его в самом себе, только внутренний, а не внешний источник жизненного смысла может быть единственно верным.

В чем смысл жизни - секрет числа 42

В книге «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса описывается история о том, что мощнейшему в мире суперкомпьютеру, специально созданному для этой цели, был задан «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого».

Ответ на него должен был решить все существующие проблемы Вселенной, и его с нетерпением ждали все разумные расы.

Машина работала семь с половиной миллионов лет и в результате дала ответ, который был проверен несколько раз.

Ошибки не было, однако этот ответ может многих огорчить. Это было число 42.


После выхода книги возникло немало дискуссий на тему, пошутил ли писатель или в самом деле вкладывал в это число тайный смысл?

Одни считают, что 42 - всего лишь шутка и понимать ее нужно в переносном смысле - как ответ, который ничего не дает, бессмысленный ответ на бессмысленный вопрос.

Другие же занялись поиском подтверждения особой значимости числа 42. И в самом деле, нашлось немало удивительных совпадений, связанных именно с этим числом.

Оригинальные ответы о смысле жизни

Иногда каждому из нас хочется - более остроумным, находчивым, образованным.

К примеру, к вам в профиль на аске или майл ру заходит посетитель и оставляет каверзный вопрос: в чем смысл жизни?

И так хочется ответить на него небанально, интересно, при этом не раскрывая всех глубин собственных убеждений и переживаний.


Каждый человек находит смысл жизни в чем-то своем

Вот здесь-то и пригодятся краткие и оригинальные ответы, позаимствованные в книгах известных философов:

  1. Смысл жизни только в одном - борьбе. Антон Павлович Чехов
  2. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель
  3. Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни. Артур Шопенгауэр
  4. Смысл жизни не в накоплении материальных благ, а в очищении и развитии своей души. Сократ
  5. Два смысла в жизни - внутренний и внешний, / У внешнего - семья, дела, успех; / А внутренний - неясный и нездешний - / В ответственности каждого за всех. Игорь Миронович Губерман
  6. Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас - просто расти в любви. Лев Николаевич Толстой
  7. Для занятого делом день не бывает слишком долгим! Продлим себе жизнь! Ведь и смысл, и главный признак ее - деятельность. Луций Анней Сенека (Младший)
  8. Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель. Максим Горький
  9. Смысл жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живём. Оскар Уайльд
  10. Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла. Платон
  11. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно… Эрих Фромм
  12. Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни. Эрнест Хемингуэй

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Кафедра философии

Курс 1 группа 142

Специальность Финансы и кредит № зачетной книжки 098395

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему Проблема смысла жизни.

студента Казанцевой Ольги Вячеславовной

Дата регистрации работы 24.03.10

Санкт-Петербург-2010

    Введение

    Проблема смысла жизни.

    Философы Древней Греции и Рима

    Основные философские течения

    1. Экзистенциализм

      Нигилистские взгляды

      Позитивистские взгляды

      Гуманизм

      Прагматические взгляды

    Проблема смысла жизни с точки зрения религии

    1. Христианство

    Русские философы о смысле жизни

    Заключение

    Список используемой литературы

Введение.

Моя тема контрольной работы посвящена проблеме смысла жизни. Многие философы задумывались об этом. Проблема смысла жизни - это проблема искомого идеала или истины. Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Я считаю, что эта тема является актуальной в наши дни, так как поиск смысла жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы. Стремление к смыслу свойственно всем людям - это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Понятие смысла жизни присутствует в любой развитой мировоззренческой системе, истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», составляя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения через века давали свою концепцию смысла жизни. В различных формах все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. На рубеже XIX–ХХ веков инициативу в изучении проблемы смысла жизни перехватили психологи, потеснив философов и теологов. В своей работе я рассмотрела различные подходы к этой проблеме, исторические этапы становления философских взглядов на смысл бытия, изучила суть этого вопроса в различных религиозных направлениях и сделала выводы.

2. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.

Проблема смысла жизни исключительно сложна, ее пытались решить многие мыслители прошлого. Она находится в центре внимания и современной философии. Но однозначного ответа на вопрос о смысле жизни пока нет.Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он. Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древней Греции и Рима.

3. Философы Древней Греции и Рима

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал - жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, - блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений. Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Античный человек не задумывался о смысле жизни, не отделяя своего существования от существования природы и рода. Отсутствие понятия отдельной личности лишало ее и права на осмысленность существования. Смыслом обладало лишь существование рода. И смысл этот состоял в продлении и распространении своего существования. Смысл человеческой жизни как раз и состоял в полном подчинении, слиянии ее со смыслом рода, в обеспечении действия этого смысла. Со временем образовались различные философские течения.

4. Основные философские течения.

4.1 Экзистенциализм.

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А “главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу.

В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы:

– от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,

– жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,

– самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается.

Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века - Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. «Жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!”.

Л. Н. Толстому принадлежат следующие слова: “Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”. И еще одна его идея: “На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья”. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении