mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Цель индуизма. Основные киты индуизма: краткое описание религии. Каковы предпосылки для изучения Индуизма

Появление индуизма

Сформировавшаяся религиозная традиция, называемая индуизмом, является результатом пяти тысяч лет развития. При этом само название возникло только около 1200 г. н. э., что было связано со стремлением завоевателей-мусульман провести четкую грань между их собственной верой и религией самих индусов. Индуизм – персидский аналог слова «индиец». Однако сами жители Индии называют свою религию бессмертным учением, или законом (санатана дхарма), что должно подчеркивать неземное происхождение их верований, появившихся в результате божественных откровений.

Индуизм в том виде, в каком он сформировался за время тысячелетнего развития, предоставляет своим последователям широчайшие возможности проявления их религиозности, причем избрана может быть любая из них, и ни одна не считается лучше или хуже остальных. Это многообразие возможностей – характерная черта индуизма, который принимает во внимание различия в духовном развитии, склонностях людей и в местных традициях.

Майтрейя

В индуизме нет никакого основателя или пророка. Здесь также нет определенной церковной иерархии, нет установленных символов веры. Гораздо большее значение, чем образ жизни, имеет склад и образ мышления. Не случайно бывший президент Индии С. Радхакришнан однажды заметил: «Индуизм является больше культурой, нежели вероучением».

Чуть больше 400 миллионов жителей Индии считают себя индуистами. И куда бы ни забрасывала судьба индийцев, повсюду они сохраняли свою культуру, традиционные ценности, идеалы и религиозные обряды. Конечно, не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм. Но считается, что они уже потому индусы, что были рождены индусами. Происхождение самого названия вероучения предполагает, что общим элементом индуизма является индийское происхождение его приверженцев.

Появление индуизма было связано с необходимостью обновления традиционной брахманской религии. Ее аристократизм и оторванность от широких масс народа не позволяли конкурировать с буддизмом. Поэтому приходилось как-то приспосабливать учение и культ, чтобы завоевать новых приверженцев. Вследствие этого возникает демократическое движение, имевшее столь важное значение при возникновении индуистской религии, знаменовавшее собой начало новой эпохи – эпохи индуизма. Характерной особенностью этого периода стала демократизация культа.

Индуистская ступа

Несмотря на то, что учение индуизма было разработано преимущественно людьми из высших каст, но мифические представления и формы культа имели народное происхождение. Правда, великие боги индуизма имеют иногда имя, а иногда и характерные черты, общие с древними богами эпохи Вед, но фактическую форму, под которой они почитались приверженцами индуизма, они большей частью унаследовали от духов и мелких божеств местных и случайных культов.

В индуизме можно точно проследить процесс, при котором местный бог постепенно занимал свое место в пантеоне. Впоследствии он либо возвышался до ранга самостоятельного божества, либо рассматривался как одна из форм проявления уже признанных богов. Таким образом, не подлежит сомнению, что большинство великих богов нынешнего индуизма приобрели свой характер благодаря этому слиянию. Например, бог земли Бумия, культ которого был совершенно примитивен, позднее отождествлялся с Вишну. Точно так же Баба, дух племен-аборигенов, во многих местах слился с богом Шивой. Очевидно, что в культах и мифах, в формах и отличительных чертах многих индуистских богов можно распознать пережитки прежних местных верований.

В этот период впервые в Индии возникают храмы. Индуизм первоначально подражал буддизму, приверженцы которого сооружали свои культовые строения – ступы. Но позднее и у индуистов появились величественные и пышные святилища. При храмах устраивались различные празднества, процессии и церемонии, а внутри воздвигались грандиозные статуи богов, чего не было в религии брахманизма.

Поначалу место культа индуистских богов оставалось вне храма. Возможно, какое-то время богов считали как бы своеобразными привратниками храма. Со временем можно видеть, как мало-помалу они получили придел в самом храме, где обыкновенно служил жрец из низшей касты, с которой соотносилось то или иное божество, и так продолжалось до тех пор, пока первоначальный бог или дух не превращался в воплощение великого бога, и тогда уже он должен был пользоваться всеми атрибутами официального культа.

Такие метаморфозы могли происходить и с выдающимися деятелями, мудрецами или правителями. Когда кто-либо из них умирал, то могила скоро начинала обращать на себя внимание: на месте погребения строилось святилище, служение в котором постепенно, благодаря пожертвованиям окрестных жителей, становилось выгодным. Считалось за счастье иметь в стране такое святое место, и правители по возможности старались охранять его. Немного лет спустя воспоминание о знаменитом человеке исчезало, его происхождение окружалось таинственностью, а биография обрастала легендами. Так происходило формирование новых индуистских богов. Это доказывается тем, что в честь мыслителя Санкары и поэта Вьясы были построены храмы.

Именно с этим связано еще одно характерное для индуизма обстоятельство, когда образы эпической поэзии играли выдающуюся роль в истории религии. Именно благодаря этому Рама, герой индийского эпоса «Рамаяна», превратился в нравственный идеал народа, став из племенного героя национальным. Приходившееся на его долю почитание сразу перевело его из человеческой сферы в божественную и обусловило отождествление с Вишну точно так же, как это случилось с другим эпическим героем Западной Индии, с Кришной. В обоих случаях – и Рамы, и Кришны – герой преданий, по-видимому, слился с народным божеством.

Статуя в ступе Сваямбунатх

Ступа в чайтъе, украшенная изображением Будды

Подобная демократизация культа и приближение образов богов к народу способствовали формированию индуистского учения об аватарах, или воплощениях. Согласно ему, каждый небесный бог мог иметь свою аватару на земле.

Специфической особенностью индуизма было наличие в нем многочисленных сект. Их точное количество определить не представляется возможным. Некоторые из них имеют очень древнюю историю. Во всяком случае, относительно так называемых адживаков, первой секты, известной нам, признается, что они существовали еще до появления Будды. Они образовали своего рода монашеский орден (отсюда и название «адживака» – «на всю жизнь», т.е. отрекающийся) и через типа (аскетизм) стремились достичь блаженства. От джайнов и буддистов адживаков отличали теистический или пантеистический характер их религии. Они почитали бога Нараяну (Вишну) и вообще, в отличие от брахманизма, более приближались к народной вере.

Сохранившимися памятниками деятельности различных сект являются их теологические сочинения, так называемые Пураны, многие из которых весьма объемны. «Пурана» на санскритском языке означает «древний». В текстах многих Пуран нашли отражение представления различных направлений индуизма об этапах существования Вселенной, начиная от космологии, мировых катастроф и происхождения богов и заканчивая описаниями исторических периодов человеческого рода и династий правителей. Но фактически Пураны представляют собой собрания теологических и философских рассуждений, легенд и преданий, обрядовых и аскетических наставлений и т. п., причем обычно можно заметить весьма тенденциозное возвеличивание того бога, которого почитала данная секта.

В каждой секте следовало иметь свою Пурану или придерживаться одной из них. Не подлежит сомнению, что самые ранние секты имели собственные Пураны. Однако те Пураны, которые дошли до нашего времени, составлены в период средних веков. Во всяком случае, они более позднего происхождения, нежели поэма «Махабхарата», к которой они часто примыкают как ее теологические продолжения. Как теологические и философские произведения, они стоят гораздо ниже, чем Брахманы и упанишады, а в литературном отношении не выдерживают никакого сравнения с эпическими произведениями. Тем не менее важное значение их как источника для изучения религиозной истории индуистской религии не подлежит сомнению.

Полуразрушенные ступы

Земляная ступа. 500 г. н. э.

Главенствующая роль в индуизме принадлежала гуру – учителям, или наставникам, духовным руководителям сект. В индуизме сложился настоящий культ гуру. Гуру считается посредником между человеком и богом, более того, он фактически выступает воплощением божества, которое воплощается в нем и в его лице требует себе поклонения. Он помогает тому, кто доверяется ему, достичь блаженства, исполняя все религиозные обязанности, которые иначе должен был бы исполнять сам верующий. Для низших классов, у которых нет ни денег, ни образования для того, чтобы на самом деле принимать участие в религиозной жизни, достаточно бывает чисто наружного почитания бога или гуру. Каждое слово гуру воспринимается его приверженцами как священный закон.

Помимо наставлений гуру, источником духовной силы приверженцы индуизма считают реки. Особенное отношение индусы переносят на Ганг. Согласно их верованиям, священная река не только дает воду для орошения полей, но и символизирует вечность и бесконечность жизни. Сотни тысяч верующих ежедневно устремляются к ее берегам, чтобы совершить ритуальное омовение и испить из жизнетворного источника. Каждые двенадцать лет во время большого праздника Кумбх Мела в городе Аллахабаде, месте слияния вод Ганга и Джумна, собираются почти десять миллионов человек. Особенным почитанием пользуется расположенный на берегу Ганга город Бенарес (Варанаси), где полагается умереть каждому настоящему индусу. В дальнейшем, после кремации, пепел индусов развеивается над водами священной реки. Это означает непрерывный круговорот жизни.

Храм Рамы и Кришны

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Библия индуизма Однако в авангарде религиозных реформ по-прежнему находятся кшатрии. Именно в это время создается «Бхагават-гита». В этом произведении бог Кришна, представший в облике возничего боевой колесницы, разъясняет неустрашимому воину Арджуне суть мироздания. В

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Появление Москвы Бог благословит тебя и поставит выше всех князей и распространит город этот паче всех других городов. Митрополит Петр Пророчество митрополита Петра, сделанное в первое десятилетие XIV в. московскому князю Ивану Калите, удивляет своим провидением

автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение индуизма В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм. Структурно эта доктрина была сходна с буддизмом и тоже не отличалась активным прозелитизмом; но решающим

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Религиозно-философские основы индуизма Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение (мокша), всегда

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Взаимодействие ислама и индуизма Правда, привилегии, которые давало принятие ислама, в Индии значительно ослаблялись пассивностью индуизма, по-прежнему олицетворявшего основы индийского образа жизни и культуры индийцев. Одолеть многовековую толщу традиций в Индии

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Золотое Яйцо индуизма Индусы расходятся в версиях о происхождении мира. Но самая известная легенда такова.Некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля была лишь дном океана. Внезапно посередине океана возникло Золотое

Из книги Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение автора Гумилев Лев Николаевич

Появление этносов Новые народы возникают двумя способами:1. На определенной, довольно широкой территории, где уже много веков обитали исторические и персистентные этносы, вдруг очень быстро происходит перегруппировка особей и возникают новые тесно спаянные

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПОЯВЛЕНИЕ WINDOWS 95 Представить себе наше время без компьютера невозможно, одно лишь описание сфер применения этого чуда нашего века может занять сотни страниц. Компьютеры и Интернет изменили мир, а вслед за ним и мышление человека. Несомненным лидером на компьютерном рынке

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Брахма. Космология индуизма В индуизме богом-творцом считается Брахма, при этом культ Брахмы не принадлежит к числу главных, хотя в более раннее время он весьма почитался в ведийской религии. Важную роль играет Брахма в образе Тримурти («Трехликого») - своего рода

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Основы мировоззрения индуизма В основе индуистского мировоззрения лежит представление о том, что мир – не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий и удерживающий Вселенную как

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

В мире существует множество и верований. , проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу и поклоняются им. Религии бывают мировыми - распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики - во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как , Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о , и .

В современном мире индуисты проживают не только в и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и . Краткое описание религии может быть таким: индуизм - сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств - Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, и .

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста - стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой . Когда заканчивается земная человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало . Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, .
Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем , а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. - период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и . Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения . В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  1. Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  2. Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  3. Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» - часть «Вед», в которых находятся размышления о и природе Бога.
  4. Религиозно-философская школа . Оно представлено в - базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие и многих индийский ритуалов во всем мире.
  5. Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма - совокупность норм и правил.
  6. Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  1. Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  2. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и .
  3. Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  4. Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию - жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного , принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и , которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою . Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выход из цепи перерождений

Мокша - это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, карма и пространство рассматриваются как особая сила и , скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  1. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  2. Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, женщин, и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый , умелое владение оружием, сила и выносливость.
  3. Вайшьи. Представители этой варны - земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением .
  4. Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую .

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:
  • эндогамия, возможность заключать только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора .

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  1. Айяппа - сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- с драгоценным камнем на .
  2. Ганеша - бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  3. Дурга - богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой , восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  4. Кали - богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой с длинными черными , 4 , 3 и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  5. Лакшми - богиня материального благополучия, изобилия, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 , одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сканда, Хануман.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра - главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • - бог и света, целитель;
  • Агни - повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю - божество и ветра;
  • Варуна - Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити - богиня материнства;
  • Сарасвати - богиня мудрости, искусства, и .
А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

  • Матсья - воплощение бога в ;
  • Курма - в виде черепахи;
  • Вараха - вепрь;
  • Нарасимха - человек с головой льва;
  • Вамана - царь-карлик дайтев Бали;
  • Парашурама - сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
  • Рама - царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна - в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
  • Гаутама Будда - явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
  • Калки - предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

  • «Ригведа» - самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:
  • «Самхиты» - мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  1. Брахмачарья - самый первый этап человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, и жизнь по принципам дхармы.
  2. Грихастха - период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить , заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  3. Ванапрастха - это отрезок от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  4. Санньяса - ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального , достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Пурушартхи, которые должен достичь за свою мирскую следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  1. Артха - достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  2. Кама - цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  3. Дхарма - комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.

1.1 Возникновение индуизма

Процесс синтеза нескольких основных этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев.

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом его отличие от других религий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индостан арийскими племенами между XII и V веками до н. э. Самые древние религиозные книги индуизма, Веды («мудрость» или «знание»), написаны на санскрите. В сущности, она представляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был очень важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, действуя согласно требованиям этого культа, они способствуют постепенному перерождению Вселенной.

Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному из трех сословий-варн ритуально полноценных людей, "дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Как известно, эти писания называются Ведами. Они состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержаться гимны, славящие богов, во второй - дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей - объясняется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направлений имеют свои собственные книги, но Веды носят наиболее общий, всеобъемлющий характер. Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Она были написаны в период с VIII по VI века до н. э. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержатся легендарные описания перевоплощений одного из главных индуистских богов. Вторая часть шестой книги «Махабхараты» называется «Бхагават гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую известность. Она была записана, а впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р.Х. и 200 г. по Р.Х.

Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, - это Бог очеловеченный и часто даже напоминающий монотеистического. В то же время в ранних Ведах бог представлен определенно пантеистическим (все сущее прекрасно и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все сущее едино, даже если божественного не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем культа МОСК, Общество сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический подход к богу.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, - Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

1.2 Этапы развития индуизма

1.2.1 Формативный период (III-II тыс. до новой эры - I тыс. до новой эры)

Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур"подородного полумесяца"; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений.

Развитым и выразительным был культ плодородия, воплощенный в образах богинь-матерей, типичный для всей раннеземледельческой полосы. Мужской аспект плодородия был связан с рогатым богом-буйволом, восседающим на троне в окружении зверей. Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции во множестве женских культов и в разных ипостасях богинь. Рогатое божество на троне обычно расссматривается как прообраз Шивы, одного из верховных индуистских божеств. К его культу возводят круг представлений, связанных с аскетизмом и йогической практикой.

Культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений, засвидетельствованных в глубокой архаике, сохраняется в Индии до наших дней. Элементы древнейших верований позже, в историческое время, не раз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.

1.2.2 Ведийский период (Iтыс. до новой эры - VI век до новой эры)

Приблизительно с середины II тыс. до новой эры в Индию, на северо-западной границе, стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, а вместе с ними пришел и совсем иной мир ритуально-мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация к этому времени клонилась к упадку, и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюда продвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением.

Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности, созданные на ведийском языке. Они объединяют под общим названием ведийского канона и до сих пор выполняют в индуизме роль авторитетных священных текстов. Тексты ведийского канона относят к традиции шрути (букв."услышанное", т.е. откровение) в противоположность смрити (букв. "запомненное", т.е. предание). Традицию шрути открывают 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Они представляют собой соответственно сборники гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Три первые веды относятся к "священному знанию" (ср. санскритское слово веда и русское ведать, знать). Авторами вед считаются мудрецы-провидцы риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем.

Верховным богом ариев был Индра - бог-громовержец. Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры, грозившего поглотить вселенную, трактуется как космогонический акт. Почитали также бога огня Агни, Сому - бога ритуального напитка, Варуну - вседержителя мирового закона риты, солнечных богов Сурью, Савитара и др. Женские божества занимали в религии ариев совсем незачительное место. Среди них выделяются богиня зари Ушас и богиня Сарасвати, олицетворявшая священную реку ариев.

Мир представлялся ариям состоящим из трех сфер, населенных богами, людьми и иными существами. По трем сферам вселенной распределялись и ведийские боги. Их число, обычно называемое - тридцать три, хотя на деле их насчитывается больше. Они преимущественно олицетворяли разные явления природы. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.

Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Именно из ведийской мифологии, наложившейся на протоиндийскую, и выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь, например, представление о трехчастном строении мира (санскрит. трилока).

1.2.3 Брахманизм - следующая ступень в развитии индуизма (VIII-VI века до новой эры - II век до новой эры).

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением и впитывали новые религиозные представления. Местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни и становились членами их общества. Его состав усложнялся и со временем сложилась варновая, а потом и кастовая система, разделившая общество на сословия и ставшая неотъемлемой частью индуизма.

Первостепенная роль в индуистском обществе стала отводиться брахманам - жрецам, знатокам вед и ритуалов. Ведийский язык стал непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и видоизменялся пантеон. Брахманы старались приспособить священное древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых священных границах. Центральным моментом новых изменений стало последовательное возведение всех видимых явлений природы и феноменального мира, выраженное в политеизме, к некоей единой сущности.

1.2.4 Период упанишад (VII-IV века до новой эры).

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов замыкают ведийский корпус. Самые древние и авторитетные среди них - Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, но отдельные фрагменты и даже целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-авторов упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалакка. Упанишады создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических филососфских систем в Индии. Упанишады (букв. "подсаживание ученика к учителю", т.е. сокровенное знание, передаваемое от учителя к ученику) представляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались.Способ изложения в них может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют скорее интуитивную, чем логическую последовательность.

Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно - высшая объективная реальность и внеличностный абсолют - брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот аспект человека связан с его светлым духовным началом, который именуется атман, и который пленен стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни - освобождение от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание истинного брахмана и атмана, которые по сути тождественны, - вот высшая заслуга, приносщая блаженство. Именно к этому познанию и подводят наставления упанищад.

1.2.5 Период религиозного брожения (VI-V век до новой эры - рубеж новой эры)

В поздневедийский период жреческие школы интенсивно делились и разветвлялись, и это породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений. По большей части они имели антибрахманскую направленность. Эот период получил название шраманского. Шраманами назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь напряженному исканию духовной истины, порывали с мирским обществом и часто странствовали.

В это время появились учителя нового типа: тапасины (от слова тапас - жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы). Они были озабочены мирововззренческими проблемами и ставили под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуальной программы поведения, связанной с брахманизмом. В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями шраманские учителя следовали жесткому и суровому аскетизму. При этом каждый из них разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали существовать и традиционные брахманисты. Противоборствующие стороны нередко встречались на диспутах, которые сыграли роль своеобразных "лабораторий", поставляя ярких мыслителей для разных течений религиозно-философской мысли. Некоторые шраманы объединялись вокруг самых популярных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов. В то время существовало множество разных групп и школ, большая часть которых тогда же и вымерла. Тем не менее они заложили мощный фундамент для последующего философского развития индуизма.

1.2.6 Эпический или классический период (IV век до новой эры - VI век новой эры).

Примерно в этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию. В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и некоторые дхармашастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме - непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" колоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма. На протяжении многих веков эпос способствовал вырабатыванию индуистских религиозно-филососфских доктрин и принципов и потому в полной мере может считаться энциклопедией индуизма. Эпос отразил ранний этап фрмирования собственно индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Именно мифология определила в них и сюжетный ход, и характеры главных героев. В собственно эпические тексты включены не только многочисленные мифологические фрагменты, но и философские и этические доктрины. Роль эпоса в индуизме сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

1.2.7 Средневековый период (VI век - XVIII век)

Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. Мифологические образы и Вишну, и Шивы имели истоки в глубокой древности. В ведийских текстах они не играют заметной роли, но позже оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований. Каждый из этих божеств стал центром сложного и обширного культа, в котором эмоциональная сторона стала доминирующей.

Древним прообразом Вишну было ведийское солнечное божество, соратник Индры, прославившийся тремя шагами, которыми он охватил всю вселенную. Позже, в результате соединения с местными верованиями, его традиционные атрибуты и характеристики поменялись. Одной из моделей ассимиляции местных культов стала концепция аватары ("нисхождения"), другой - доктрина вьюх (эманаций божества). В результате этого синтеза Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.

Шива "вырос" из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики - эротизм и аскетизм, которые и стали определяющими. Ведийским предком Шивы был Рудра - зловещее стихийное божество. Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Один из самых популярных иконографических образов его - Шива Натараджа, "царь танцев", создающий и разрушающий миры силой своей игры.

На базе шиваитских текстов в XI веке оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

С бхакти был связан настоящий "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды. Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество, поэтому с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

На этот же период приходится становление тантризма - важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для достижения высшей жизненной цели - освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.

1.2.8 Современный индуизм (начиная с XIX века)

В XIX- первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги. Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи гибкой системой, "ответил" на новые изменения очередной траснформацией. На первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций "Брахмо самадж" и "Арья самадж" пересматривали содержание религиии пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его. В условиях колониальной зависимости индуизм все больше утверждался как национальная религия. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмотреть концептуальные основы индуизма, но и пытались его модернизировать, связать с национальной идеей.

И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей. Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни. Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.

1.3 Религиозно-философские основы индуизма

Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных аспектах. Доминантой длительного и сложного процесса становления сводно-синтетических основ индуизма было постепенное преодоление эзотерического характера ведическо-брахманистских принципов древнеиндийской культуры. Конечно, на высшем уровне религиозной системы индуизма ученые брахманы, аскеты, монахи, йоги и иные религиозно активные слои сохраняли и развивали казавшийся им глубоким и сокровенным тайный смысл их доктрин со всеми присущими им головоломными абстракциями, теориями и изощренной практикой достижения спасения и освобождения. Благодаря их усилиям все богатство древнеиндийской религиозной культуры явственно предстает взору исследователя в наши дни. Но главным направлением эволюции в процессе становления индуизма было иное: доступная массам религиозная доктрина возникла в ходе переработки, подчас примитивизации и вульгаризации древних философских теорий и метафизических построений. Преломленные сквозь призму мифо-поэтического восприятия, обогащенные неарийскими и доарийскими верованиями, суевериями и божествами, ритуально-культовыми домашними обрядами, древние ведические принципы в упрощенном виде стали доступными для всех. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с ее этической основой, о святости вед, он не отказался от идеи аскезы с представлением о сверхъестественных возможностях тапаса. Однако все это было до предела упрощено, что наиболее заметно на примере трансформации пантеона.

Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие из них, да и то в основном из-за упоминания в мифах и распространенных эпических сказаниях, сохранились в памяти народа. Не сумели заменить их и божества брахманизма (Брахман, Атман, Тот, Пуруша) вследствие их метафизичности и абстрактности. Правда, эти божества продолжали существовать в памяти и действиях религиозно активных групп населения, были богами жрецов-брахманов, аскетов-тапасья, йогов и т.п. Однако подавляющая часть народа не могла воспринимать и тем более любить таких богов, восхищаться ими, уповать на их помощь, реально и зримо представлять себе их силу и могущество, их власть и возможности - слишком далеки от людей были эти боги.

Неудивительно поэтому, что в упрощенном и переработанном для нужд широких народных масс индуизме на передний план вышли новые божества, точнее, новые ипостаси все тех же древних, чуть модифицированных богов, которые были давно известны, но обрели новую жизнь и высочайший престиж именно в рамках заново складывавшейся религиозной системы индуизма. Эти боги были ближе и понятнее людям. Разумеется, их несколько иначе и почитали.

Во-первых, кровавая ведическая жертва (яджня) была вытеснена богослужением без жертв (пуджей). Хотя и считалось по традиции, что убийство ради бога - это не убийство (этот тезис окончательно не отвергнут и поныне: кровавые, в том числе человеческие, жертвы подчас практикуются в глухих районах Индии и в наши дни, например, в честь некоторых богинь плодородия), принцип ахимсы стал определять характер ритуала жертвоприношения. Во-вторых, вместе с буддизмом Махаяны в начале нашей эры в Индии широко распространилась практика изготовления идолов-изображений и храмов в их честь. Изображенный в скульптурной и художественно совершенной форме почитаемый бог приобрел антропоморфный облик (пусть даже с несколькими головами-лицами, с множеством рук) и стал более близким, конкретным, наделенным всеми присущими ему атрибутами, сопровождаемый сопутствующими ему животными. Этот бог, помещавшийся в посвященном ему храме, был понятен каждому. Его облик, атрибуты, животные символизировали его прерогативы, склонности и возможности, хорошо известные каждому из мифов и сказаний. Зная биографию божества, люди были должным образом сориентированы и ожидали от любого бога именно то, что он, как считалось, может дать. Таких своих, понятных богов можно было любить, опасаться, на них можно было надеяться. И наконец, в-третьих, главные индуистские боги в отличие от их древних предшественников, бывших в основном нейтральными к массам населения, имели уже приверженцев, т. е. тех, кто предпочитал поклоняться своему избраннику и общаться преимущественно с ним. Более того, личная преданность богу, бха-кти, стала важной характерной чертой индуизма.

1.4 Распространение индуизма

Индуизм представляет собой религиозную систему, теснейшим образом связанную с историей и специфической социальной структурой народов, прежде всего, Южной Азии.

Индуизм - это самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара.

Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

Множество различных религиозных и философских направлений, божества и ритуалы – все это вмещает слово Индуизм. Сегодняшняя тема не проста, и все же мы постараемся разобраться в философии индуизма, а также принципах, сути и основных идеях этого весьма разнообразного индийского религиозного учения.

Корни индуизма настолько глубоки, что многие уже даже и не знают, откуда и когда возникла та или иная традиция. Последователей данных индуистских традиций насчитывают более 1 миллиарда, и конечно большая часть их живет в Индии.

История возникновения Индуизма

История развития Индуизма уводит нас в далекие века – 5400-2500 года до нашей эры. И как считается, Индуизм произошел от вед – священных писаний, содержащих мантры и молитвы, а также различные ритуалы.

И конечно, в те древние времена многие цивилизации опирались на силы природы и обожествляли ее.

Веды передавались в виде стихов, которые впоследствии были записаны. Сами веды были преданы людям от святых мудрецов, которых называют Риши , а уже они в свою очередь получили их как божественное откровение, другими словами от Бога.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу .

Смрити священные тексты , состоящие из Шастр (законов ), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

Так если брать изначальные тексты или Шрути, то в них можно выделить такие основные или главные идеи индуизма:
  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Суть учения Индуизма

Поскольку в индуизме нет единого направления или единого бога, то и суть всего индуизма можно рассматривать лишь в контексте какой-то отдельной школы или течения. И по ходу нашей статьи мы рассмотрим некоторые традиционные школы индуистской религии.

Однако в целом суть всего учения индуизма можно выразить, и состоит она в идеи слиянии с богом, возвращения к богу, постижения чистой любви к богу, свобода от сансары (круговорота бытия) и нахождение своего подлинного «я» .

Несомненно, что такие понятия как карма, перевоплощение, сансара и понятие об истинном «я» индуизм заимствовал из буддизма. Конечно, практика буддизма почти полностью отличается от индуизма.

Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма

Шиваизм

Школа индуистского шиваизма распространена по всей Индии и основана естественно на поклонении богу Шиве .

Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая» , которая означает: «я привержен Шиве или что весь мир есть Шива».

Особенно в шиваизме выделяются странствующие саньясины или монахи-аскеты. Кстати для Индии обычное дело увидеть странствующих монахов совсем без одежды, то есть голых.

Если вы выйдите на Красную Площадь голыми, то сами знаете, что с вами будет. В этом плане там очень даже свободная страна. В более ранние времена среди аскетов шиваизма были и очень продвинутые мастера, обладающие сверхспособностями, которые использовали йогу, медитации и пранаямы, хотя возможно они есть и сейчас, но уже в меньше степени.

Вайшнавы

Также одно из основных направлений индуизма это Вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Это школа построена на любви к Богу и на служении ему . Также в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод постижения бога . Что кстати очень похоже на христианство, о сути которого мы также уже писали.

Давайте объясним, в чем выражается любовь к богу и служение ему. А суть в том, что практикующий повторяет имя Бога или воспевает его.

Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртаны (песни воспевания Бога). В данной практике также, например, смотрят на изображение Вишну или Шивы и поют соответствующие мантры или формулы-слова почитания. Это их метод слияния с Богом, и иногда он действенен.

Шактизм

Данная традиция основана на мистике и частично связана с тантризмом. Иногда, такие «Шактистские» ритуалы заканчивались, скажем, одним словом – оргии.

Но, в целом Шактизм это хорошее направление Индуизма, поскольку основано на поклонении богине Шакти или Богине Матери – это женский аспект изначального Бога .

Ведь, по сути, все мы из чего-то возникли и вот это то из чего мы возникли, можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. Каждый может убедиться в этом принципе на себе.

Философия шактизма

Вот у нас есть тело так, так. А если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости – рассмотрев тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тела зависят друг от друга и не существуют сами по себе и поэтому какое-либо «я» или самостоятельная сущность отсутствует в нашем теле.

И в этом великая пустота тела – «я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм и живых и неживых. Тем не менее, несмотря на то, что все есть пустота – все же мы видим, ощущаем и слышим нашим телом. Бог он пуст по природе – но проявляется во всем.

В этой школе индуизма по их философии, через блаженство и экстаз познают единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе теряется чувство «я» и остается только слияние, только постижение Бога.

Принципы индуизма

Можно сказать, что в индуизме одним из основных принципов утверждается теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально .

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме . Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога .

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Всех индуистов можно сказать объединяет одно – Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа или Атман – наше подлинное состояние, где существует «действительное Я».

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении